В минувшие выходные – в 225- ю годовщину основания Севастополя – в городе появились новые монументы: украинскому гетману Сагайдачному и российской императрице Екатерине II. На фоне интернационального "противостояния памятников" незамеченным остался исторический парадокс. Русский порт основал шотландец Томас Макензи.
В 1983 году праздновалось 200-летие советского города Севастополь. В сквере, прилегающем к площади Нахимова, был установлен памятный знак с надписью: "Здесь 3 (14) июня 1783 года заложен город Севастополь – морская крепость Юга России".
После распада СССР украинские власти 14 июня как дату основания Севастополя ни разу не подвергали сомнению. Важный момент. Потому что небольшое историческое расследование, связанное с этой датой, выводит на весьма любопытные и малоизвестные факты.
Дата основания Севастополя споров не вызывает. Ответ на другой вопрос: кто конкретно заложил первые здания города Севастополя? – тоже не является тайной. Во всяком случае в военных справочниках, изданных до 1917 года, содержится следующее: 3 июня 1783 года российский адмирал шотландского происхождения Томас Макензи (Thomas Mackenzie) по приказу графа Григория Потемкина основал на берегу русскую крепость и начал строительство здания адмиралтейства. Указ о появлении в составе российской империи города Севастополь Екатерина подписала намного позже – 10 февраля 1784 года.
Таким образом, основателями русского порта Севастополь можно считать как Григория Потемкина (отдал приказ о строительстве порта), так и адмирала Томаса Макензи (на российском флоте Макензи служил под именем Фома Фомич, был командиром Севастопольского порта с 1783 года, умер в 1786-м). А поскольку заложил первые здания именно шотландец (несколько православных храмов, Графскую пристань и кузницу, с которой началось строительство верфи), то отрицать его право на то, чтобы считаться основателем Севастополя, с исторической точки зрения не совсем справедливо.
Однако адмирал Макензи, судя по всему, фигура крайне неудобная как для российской стороны, так и для украинской. На фоне стремления руководства Украины в НАТО, российская риторика об исконном русском городе, противостоящем расширению Северо-атлантического альянса, звучала бы не столь убедительно, если бы широкую огласку получил факт, что российский порт основан британским подданным.
А российская риторика в адрес Украины может быть более чем резкой, и даже угрожающей, особенно когда речь идет о НАТО. Вице-премьер Сергей Иванов, посетивший 14 июня Севастополь, заявил, что вступление Украины в НАТО приведет к разрыву связей с ВПК РФ и визовому режиму.
По словам Сергея Иванова, разрыв между ВПК двух стран будет первым последствием вступления Украины в НАТО. "Второе последствие вступления Украины в НАТО – это будет введен визовый режим, так как НАТО заставит Украину его ввести. Я сильно сомневаюсь, что количество российских туристов вследствие этого (введения виз) увеличится и что их место займут американские, английские и немецкие туристы", – заявил российский вице-премьер. Трудно подобные заявления назвать теплым и дружеским поздравлением.
Что касается украинской стороны, стремящейся при каждом удобном случае подчеркнуть свою "незалежність", то для нее шотландец Фома Фомич тоже не годится на роль национальной иконы. Потому что "іноземець".
Памятник атаману открывал председатель Севастопольской городской администрации Сергей Куницын. После открытия, по словам Куницына, "теперь уже ни у кого не будет сомнений в том, что это украинский город", сообщило УНИАН.
Отвечая на вопрос журналистов, почему в Севастополе не был открыт установленный накануне памятник российской императрице Екатерине ІІ, Куницын заявил: "Это вопрос к тем, кто организовывал. Потом есть решение суда, который запрещает устанавливать этот памятник". Напомним, ранее хозяйственный суд Севастополя запретил установку памятника Екатерине II, который по инициативе горсовета планировалось торжественно открыть к 225-й годовщине основания города.
"Для меня дело не в том, будет он или не будет. Для меня дело в том, как его строят, как его устанавливают: по ночам, подпольно, с нарушением законодательства... Как-то это ненормально", – добавил мэр Севастополя.
Председатель Севастопольского городского совета Валерий Саратов в интервью журналистам заявил: "Сегодня мы открыли памятник Екатерине, основательнице Севастополя, и я считаю, что мы сделали серьезное дело, поскольку в результате всех этих действий, предпринятых Екатериной ІІ и ее сподвижниками, родился хороший город, который честно 225 лет служит Отечеству".
Комментируя судебный запрет на открытие памятника, глава севастопольского парламента пояснил, что Горсовет не имеет отношения к бронзовой скульптуре, поскольку памятник сооружен на частные пожертвования. "Памятник устанавливала общественная организация "Фонд имени Геннадия Черкашина", поскольку у нас нет бюджетных средств, а горсовет может устанавливать памятник только за бюджетные средства", – заявил Валерий Саратов.
Но рассчитывать, что российские и украинские историки в ближайшее время обратят внимание на персону Фомы Макензи и признают его заслуги, скорее всего, не стоит. Очевидно, что российско-украинская "война памятников" – это всерьез и надолго. Долгий и муторный процесс, имеющий мало общего с историческими фактами.