Президент Татарстана Минтимер Шаймиев призвал вернуть отмененные в 2004 году выборы глав субъектов федерации и лишить президента страны права распускать законодательные собрания субъектов в случае отклонения ими предложенной Москвой кандидатуры губернатора. Комментируя распространенную на прошлой неделе информацию о возможном упразднении президентских постов в регионах, Шаймиев заявил, что это внутреннее дело самих субъектов. "Если мы этого не захотим, лучше не нужно этим заниматься", - заявил глава Татарстана. О его выступлении 14 июня на X Всемирном конгрессе русской прессы в Казани сообщают "Коммерсант", "Ведомости" и "Независимая газета".
О том, что с назначением губернаторов из Москвы мириться нельзя, Минтимер Шаймиев заявил еще 25 февраля 2005 года на заседании Госсовета республики. "Через год - это крайний срок - к этому вопросу надо будет возвращаться", - подчеркнул он, не предполагая, видимо, насколько серьезно настроен Кремль. Депутаты госсовета во время обсуждения необходимых поправок в республиканскую конституцию также не скрывали своей надежды в скором времени вернуть прежний порядок.
Подытожил тогда дискуссию сам Шаймиев. "В данной политической ситуации путь конфронтации с федеральным центром неоправдан", - сказал лидер Татарстана. Собственно, скрывать тут нечего - отмененные пункты республиканской конституции никуда из нее не исчезли, появилось лишь примечание о приостановке их действия.
В послании республиканскому Госсовету в марте 2005 году Шаймиев заявил, что поскольку глава Татарстана теперь рекомендуется Кремлем, высшие органы исполнительной власти республики должны быть наделены дополнительными полномочиями по координации деятельности территориальных федеральных органов. В том же послании Шаймиев напомнил о десятилетнем юбилее "Договора Республики Татарстан с Российской Федерацией", в котором говорилось о "республиканском гражданстве" (в новом договоре 2007 года сказано лишь о вкладыше на татарском языке в российский паспорт с гербом республики).
Тогда же Шаймиев напомнил, что российская конституция 1993 в республике не была принята из-за низкой явки, а также выразил неудовлетворение решением Конституционного суда РФ, не разрешившего переход республики на латиницу. Интересно также отметить, что даже в поправленной по рекомендации Москвы республиканской конституции остался пункт о том, что Татарстан "имеет свое гражданство" (статья 21).
Понятно, что выборы президента Татарстана - это не то же самое, что выборы, например, губернатора Курской области. Они имеют иной смысл и значение, как и призывы их вернуть. Дело здесь не только и не столько в демократичности или недемократичности конкретных процедур. Выборы президента национальной республики ее населением придают необходимую легитимность заявлениям о суверенитете с далеко идущими последствиями. Демократическая оппозиция в России, требующая "вернуть всенародные выборы", этого нюанса не понимает или просто решила рискнуть.
Впрочем, в официальном отчете о выступлении Шаймиева на конгрессе русской прессы острых пассажей в адрес Москвы нет. Есть лишь обтекаемые фразы о том, что Россия может быть демократическим государством, только если она будет федерацией. "Унитарной демократическая Россия быть не может", - заявил глава республики. Видимо, чтобы сгладить возможное неприятное ощущение в Кремле от своих заявлений, он поддержал тезис первого заместителя руководителя администрации президента РФ Владислава Суркова о построении в стране "суверенной демократии".
Нынешнее заявление Шаймиева наблюдатели связали с распространенной изданием "Газета" (GZT.ru) неделю назад информацией о предстоящем упразднении поста президента в Татарстане. В тот же день содержащиеся в публикации сведения были опровергнуты Госсоветом республики, который якобы и должен будет утвердить соответствующие поправки в местную конституцию. По информации издания, со временем Кремль может упразднить президентские посты и в других субъектах РФ.
По оценке наблюдателей, какая-то доля правды в этом может быть, учитывая последовавшие резкие высказывания Шаймиева. Трудно сказать что-либо определенное о планах Москвы, однако обилие в России чиновников-президентов бросается в глаза. Свои президенты есть и в поволжских республиках, и в северокавказских, и в сибирских. История вопроса о происхождение института президентства в субъектах федерации известна - они появились в самом начале 1990-х с явным прицелом на независимость национальных республик. Минтимеру Шаймиеву приписывают высказывание, согласно которому "нет президентов больших и малых, есть президенты равные".
Отражением борьбы вокруг статуса национальных республик стал текст российской конституции, которая содержит в себе два ключевых противоречия. Во-первых, республики там называются государствами (пункт 2 статьи 5) и неясно, каким образом государство, которым называется и сама РФ, может состоять из других государств. Во-вторых, подобное определение республик не вяжется с текстом той же самой статьи, где говорится о равноправии субъектов федерации. Как они могут быть равноправны, если одни называются государствами, а другие - нет?
На официальном сервере Татарстана до сих пор размещен текст принятой в 1990 году декларации о суверенитете, в которой трудно найти даже намек на то, что республика входит в состав РФ. Под этой декларацией стоит подпись Шаймиева, который тогда был председателем Верховного совета Татарской ССР. В новой редакции республиканской конституции 2002 года, куда по настоянию Москвы были внесены изменения, Татарстан продолжает называться государством.
Напомним, главный удар по суверенитету национальных республик Кремль нанес в 2004 году, когда был принят закон, согласно которому кандидатуру на пост глав субъектов федерации стал вносить президент России. До сих пор продолжается и процесс укрупнения регионов, чьей целью, очевидно, также является сокращение числа национальных административных образований на территории страны. Видимо, обсуждаемую ликвидацию институтов президентства в регионах следует рассматривать в том же контексте. По этой логике, именование местных законодательных собраний "парламентами" так же может быть отменено, как и традиция называть основополагающие региональные законодательные акты "конституциями".
Смена политического устройства в российских регионах могла бы иметь два аспекта. Первый - это возможное изменение в отношениях субъекта федерации с Москвой, второй - изменение расклада сил в самом субъекте федерации. Таким образом, упраздняя посты президентов в регионах, Кремль мог бы решить одновременно две проблемы. Во-первых, еще больше сократить политическую составляющую в статусе глав регионов. Во-вторых, сменить "под шумок" самих лидеров субъектов федерации, которые засиделись на своих должностях пятнадцать и более лет и в прошлом пытались противостоять Москве.
Вместе с тем, проведение подобной политики может привести к обострению ситуации в стране. В своем выступлении 14 июня Шаймиев как раз и предупреждал об опасности роста националистических настроений.