Россия
20:20, 16 июня 2008

Эхо 1990-х Шаймиев раскритиковал региональную политику Кремля

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев призвал вернуть отмененные в 2004 году выборы глав субъектов федерации и лишить президента страны права распускать законодательные собрания субъектов в случае отклонения ими предложенной Москвой кандидатуры губернатора. Комментируя распространенную на прошлой неделе информацию о возможном упразднении президентских постов в регионах, Шаймиев заявил, что это внутреннее дело самих субъектов. "Если мы этого не захотим, лучше не нужно этим заниматься", - заявил глава Татарстана. О его выступлении 14 июня на X Всемирном конгрессе русской прессы в Казани сообщают "Коммерсант", "Ведомости" и "Независимая газета".

О том, что с назначением губернаторов из Москвы мириться нельзя, Минтимер Шаймиев заявил еще 25 февраля 2005 года на заседании Госсовета республики. "Через год - это крайний срок - к этому вопросу надо будет возвращаться", - подчеркнул он, не предполагая, видимо, насколько серьезно настроен Кремль. Депутаты госсовета во время обсуждения необходимых поправок в республиканскую конституцию также не скрывали своей надежды в скором времени вернуть прежний порядок.

Подытожил тогда дискуссию сам Шаймиев. "В данной политической ситуации путь конфронтации с федеральным центром неоправдан", - сказал лидер Татарстана. Собственно, скрывать тут нечего - отмененные пункты республиканской конституции никуда из нее не исчезли, появилось лишь примечание о приостановке их действия.

В послании республиканскому Госсовету в марте 2005 году Шаймиев заявил, что поскольку глава Татарстана теперь рекомендуется Кремлем, высшие органы исполнительной власти республики должны быть наделены дополнительными полномочиями по координации деятельности территориальных федеральных органов. В том же послании Шаймиев напомнил о десятилетнем юбилее "Договора Республики Татарстан с Российской Федерацией", в котором говорилось о "республиканском гражданстве" (в новом договоре 2007 года сказано лишь о вкладыше на татарском языке в российский паспорт с гербом республики).

Тогда же Шаймиев напомнил, что российская конституция 1993 в республике не была принята из-за низкой явки, а также выразил неудовлетворение решением Конституционного суда РФ, не разрешившего переход республики на латиницу. Интересно также отметить, что даже в поправленной по рекомендации Москвы республиканской конституции остался пункт о том, что Татарстан "имеет свое гражданство" (статья 21).

Заседание Х Всемирного конгресса русской прессы. Фото с сайта president.tatar.ru
Lenta.ru

Понятно, что выборы президента Татарстана - это не то же самое, что выборы, например, губернатора Курской области. Они имеют иной смысл и значение, как и призывы их вернуть. Дело здесь не только и не столько в демократичности или недемократичности конкретных процедур. Выборы президента национальной республики ее населением придают необходимую легитимность заявлениям о суверенитете с далеко идущими последствиями. Демократическая оппозиция в России, требующая "вернуть всенародные выборы", этого нюанса не понимает или просто решила рискнуть.

Впрочем, в официальном отчете о выступлении Шаймиева на конгрессе русской прессы острых пассажей в адрес Москвы нет. Есть лишь обтекаемые фразы о том, что Россия может быть демократическим государством, только если она будет федерацией. "Унитарной демократическая Россия быть не может", - заявил глава республики. Видимо, чтобы сгладить возможное неприятное ощущение в Кремле от своих заявлений, он поддержал тезис первого заместителя руководителя администрации президента РФ Владислава Суркова о построении в стране "суверенной демократии".

Нынешнее заявление Шаймиева наблюдатели связали с распространенной изданием "Газета" (GZT.ru) неделю назад информацией о предстоящем упразднении поста президента в Татарстане. В тот же день содержащиеся в публикации сведения были опровергнуты Госсоветом республики, который якобы и должен будет утвердить соответствующие поправки в местную конституцию. По информации издания, со временем Кремль может упразднить президентские посты и в других субъектах РФ.

По оценке наблюдателей, какая-то доля правды в этом может быть, учитывая последовавшие резкие высказывания Шаймиева. Трудно сказать что-либо определенное о планах Москвы, однако обилие в России чиновников-президентов бросается в глаза. Свои президенты есть и в поволжских республиках, и в северокавказских, и в сибирских. История вопроса о происхождение института президентства в субъектах федерации известна - они появились в самом начале 1990-х с явным прицелом на независимость национальных республик. Минтимеру Шаймиеву приписывают высказывание, согласно которому "нет президентов больших и малых, есть президенты равные".

Отражением борьбы вокруг статуса национальных республик стал текст российской конституции, которая содержит в себе два ключевых противоречия. Во-первых, республики там называются государствами (пункт 2 статьи 5) и неясно, каким образом государство, которым называется и сама РФ, может состоять из других государств. Во-вторых, подобное определение республик не вяжется с текстом той же самой статьи, где говорится о равноправии субъектов федерации. Как они могут быть равноправны, если одни называются государствами, а другие - нет?

На официальном сервере Татарстана до сих пор размещен текст принятой в 1990 году декларации о суверенитете, в которой трудно найти даже намек на то, что республика входит в состав РФ. Под этой декларацией стоит подпись Шаймиева, который тогда был председателем Верховного совета Татарской ССР. В новой редакции республиканской конституции 2002 года, куда по настоянию Москвы были внесены изменения, Татарстан продолжает называться государством.

Владимир Путин. Фото AFP
Lenta.ru

Напомним, главный удар по суверенитету национальных республик Кремль нанес в 2004 году, когда был принят закон, согласно которому кандидатуру на пост глав субъектов федерации стал вносить президент России. До сих пор продолжается и процесс укрупнения регионов, чьей целью, очевидно, также является сокращение числа национальных административных образований на территории страны. Видимо, обсуждаемую ликвидацию институтов президентства в регионах следует рассматривать в том же контексте. По этой логике, именование местных законодательных собраний "парламентами" так же может быть отменено, как и традиция называть основополагающие региональные законодательные акты "конституциями".

Смена политического устройства в российских регионах могла бы иметь два аспекта. Первый - это возможное изменение в отношениях субъекта федерации с Москвой, второй - изменение расклада сил в самом субъекте федерации. Таким образом, упраздняя посты президентов в регионах, Кремль мог бы решить одновременно две проблемы. Во-первых, еще больше сократить политическую составляющую в статусе глав регионов. Во-вторых, сменить "под шумок" самих лидеров субъектов федерации, которые засиделись на своих должностях пятнадцать и более лет и в прошлом пытались противостоять Москве.

Вместе с тем, проведение подобной политики может привести к обострению ситуации в стране. В своем выступлении 14 июня Шаймиев как раз и предупреждал об опасности роста националистических настроений.

< Назад в рубрику