Российская компания SPI планирует продажу популярной советской торговой марки Stolichnaya. При этом рассматривается несколько вариантов реализации бренда, интерес к которому уже начали проявлять иностранные компании. Однако будущая сделка может оказаться под угрозой, поскольку правительство России считает, что SPI получила права на Stolichnaya нелегально. В этих условиях трудно предсказать, увенчаются ли планы SPI успехом.
Распространителем водки Stolichnaya на международном рынке является французская алкогольная компания Pernod Ricard, чья лицензия на дистрибуцию бренда истекает в ближайшие несколько месяцев. Французы получили права на дистрибуцию Stolichnaya в 2005 году, когда приобрели британскую алкогольную Allied Domecq, обладающую лицензией на международные продажи знаменитой водки. После этого между Pernod Ricard и SPI был подписан новый договор, согласно которому французы получали права на дистрибуцию водки и право на покупку бренда Stolichnaya, если SPI решит его продавать.
Однако Pernod Ricard не намерена продлевать договор, и это заставило SPI, принадлежащую бизнесмену Юрию Шефлеру, задуматься о судьбе популярного советского бренда. Отказ Pernod Ricard связан с тем, что в апреле 2008 года компания приобрела шведского производителя спиртных напитков Vin & Sprit за 8,1 миллиарда долларов. Эта компания известна во всем мире, прежде всего, как производитель водки Absolut.
Интерес к советскому бренду уже проявили несколько иностранных компаний. В их числе американская Fortune Brands, пуэрториканская Bacardi и итальянская Gruppo Campari.
Однако какой из вариантов продажи Stolichnaya окажется выгодным для SPI, сказать пока сложно. В случае если компания решит полностью избавиться от бренда, SPI сможет получить много больше, чем изначальные три миллиарда долларов. В борьбе за обладание популярным во всем мире брендом иностранные компании наверняка начнут предлагать большие цены.
Однако и вариант с лицензированием дистрибуции Stolichnaya также может принести SPI большие доходы. По данным исследовательского агентства Euromonitor, водочные рынки многих стран мира постоянно растут. Так, один только рынок США к 2010 году достигнет объема в 16,7 миллиарда долларов, против около 9 миллиардов в 2006 году. Если учесть, что в 2006 году мировой рынок водки, по разным оценкам, составил от 40 до 60 миллиардов долларов, то продажа лицензий на реализацию бренда с каждым годом сможет приносить все большие и большие прибыли.
В 1992 году ВВО "Союзплодоимпорт" было акционировано и превратилось во всероссийское акционерное общество (ВАО) "Союзплодоимпорт", которое унаследовало права на все водочные торговые марки, принадлежавшие ВВО.
В 1997 году российский бизнесмен Юрий Шефлер создал ЗАО "Союзплодимпорт" (без буквы "о" в середине названия), которое выкупило у ВАО "Союзплодоимпорт" 43 товарных знака. В их числе была и "Столичная". Покупка бренда обошлась "Союзплодимпорту" в 300 тысяч долларов. Следует отметить, что никакого корпоративного родства между ЗАО и ВАО не было. В 1999 году права на "Столичную" получила SPI, образованная на базе ЗАО "Союзплодимпорт".
И все было бы благополучно, если бы в 2001 году Высший арбитражный суд России не признал акционирование ВВО "Союзплодоимпорт" незаконным, а передачу ВАО прав на 43 товарных знака недействительной. После этого Роспатент перерегистрировал товарные знаки на государство в лице Министерства сельского хозяйства, которое в 2001 году учредило федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт". Права на использование бренда "Столичная" на территории России перешли к ФКП.
С конца 2001 года ФКП "Союзплодоимпорт" пытается через суды получить права на распространение Stolichnaya за рубежом. Отметим, что госкомпания ведет спор за бренд довольно успешно. Так, в 2006 году окружной суд голландского города Роттердам удовлетворил иск "Союзплодоимпорта" и признал, что SPI не является владельцем водочных брендов Stolichnaya, Moskovskaya и Na Zdorovye на территории Бельгии, Голландии и Люксембурга.
В свете семилетнего конфликта между "Союзплодоимпортом" и SPI, реализация последней бренда Stolichnaya может стать проблематичным. Не исключено, что если даже SPI и удастся завершить сделку, спустя некоторое время она может быть признана недействительной. Кроме того, претензии "Союзплодоимпорта" на международные продажи Stolichnaya могут привести к уменьшению стоимости бренда.