Когда 6 июня 2008 года Владимир Воронин в присутствии прессы рассказал Дмитрию Медведеву о том, что молдавские следователи нашли в Кишиневе две картины, пропавшие из Эрмитажа в 2006-м, то все страшно удивились. Особенно, конечно, поразились работники петербургского музея: у них живопись не крали с 2001 года, причем единственную похищенную тогда работу подбросили Геннадию Зюганову в приемную в самом конце 2006 года.
В тот же день, 6 июня, стало известно, что предполагаемые экспонаты из российского музея - это работы Василия Поленова и Бориса Иогансона. Их, по-видимому, готовили к продаже на черном рынке, прозвучала даже их цена - 250 тысяч евро. Тут-то и наступила пауза: заявление Владимира Воронина требовало материализации картин, или, по крайней мере, какого-то "бумажного" подтверждения, а его не было. Спустя десять дней после ошеломительного сообщения о находке картин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский со свойственной ему деликатностью заметил: "Когда находятся какие-то такие вещи, существует определенная процедура. И официальная, и процедура нормальной человеческой вежливости. Если кто-то что-то обнаруживает, он должен связаться с учреждением, которому, как он полагает, эта вещь принадлежит".
В тот же день, 16 июня, петербургское агентство "Фонтанка.ру" сообщило со ссылкой на директора Национального художественного музея Молдавии об итогах экспертизы обнаруженных в Молдавии полотен: они не принадлежали кисти ни Поленова, ни Иогансона. За это время не удалось найти и собрание, которое бы числило бы у себя пропавшими без вести картины этих художников.
Благодаря той же "Фонтанке" на репродукции картин могут полюбоваться в сети: вот якобы Иогансон, вот якобы Поленов. Не нужно быть знатоком живописи, чтобы оценить качество работ. Например, псевдо-Иогансон приятно напоминает о любимых в середине прошлого века ковриках "Олени на водопое".
Российское бюро "Интерпола" сообщило, что разыскивает 1100 предметов искусства, украденных из государственных и частных собраний страны. В их числе - 219 эрмитажных объектов, исчезнувших из фонда ювелирного искусства (об этом громком хищении Лента.ру писала подробно), и три работы Поленова, две из которых исчезли из московской частной коллекции, а еще одна, по неподтвержденным данным, - из музея Грозного. О пропажах картин Иогансона и вовсе ничего не было слышно.
Еще в самом начале истории с "молдавскими" картинами Михаил Пиотровский сказал, что в музей обращаются чуть ли не раз в неделю люди, утверждающие, что нашли что-то, принадлежавшее Эрмитажу. "Если существует легенда, что из конкретного музея все время крадут раритеты, то, соответственно, люди и будут пытаться толкать вещи, прикрываясь его именем", - заметил раздосадованный директор Эрмитажа. По мнению Пиотровского, подобные эпизоды бросают тень не только на репутацию петербургского собрания, но и на все музейное сообщество. Но вряд ли это так: трудно представить себе что-то, что действительно опорочит Эрмитаж.
Итог всего конфуза сводится к одному: сенсации надо готовить тщательнее, иначе неловкость ситуации парализует всех ее вольных и невольных участников и портит им нервы, хорошо, если не отношения.