Экономика
23:20, 19 июня 2008

Почти вступили России осталось преодолеть последние препятствия на пути к ВТО

На пути вступления в ВТО у России неожиданно возникло новое препятствие. Все двусторонние переговоры - самая сложная часть процесса присоединения - были завершены. Однако страны-участницы, с которыми России нужно теперь договариваться в многостороннем режиме, нашли, что предъявить Москве. Одним из слабых мест российской позиции стал, как и на переговорах с Саудовской Аравией, "Газпром". На сей раз Германия, по утверждению ряда СМИ, потребовала признать российского газового монополиста государственным торговым предприятием, что влечет за собой серьезные ограничения в торговле с зарубежными странами. Российская сторона на переговорах этот факт категорически отрицает, однако, как говорится, "осадок остался".

Почти бесконечный марафон

Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО уже 13 лет - фактически с момента создания организации (а заявка была подана на два года раньше). Столь долгую эпопею не переживала ни одна страна. К примеру, Украине эту задачу удалось решить гораздо оперативнее. На сегодняшний день Россия является самой крупной экономикой в мире, не входящей в клуб ВТО, а из первой двадцатки кроме нее там отсутствует только Иран.

Тем не менее, самая сложная часть процедуры - подписание двусторонних договоренностей с более чем 60 странами-участниками - позади. Последним аккордом стала договоренность с Саудовской Аравией. Арабское государство выставило довольно удивительные требования, включающие уравнение внутренних тарифов на газ с общемировыми. Удивительные, потому что сама эта страна пользуется своими естественными преимуществами, занижая внутренние цены на нефть. Это не стесняются практиковать и другие нефтедобывающие государства (к примеру Венесуэла) что не мешает им быть добропорядочными членами ВТО. Претензии удалось снять только после состоявшегося 2 июня телефонного разговора между председателем правительства России Владимиром Путиным и королем Саудовской Аравии Абдаллой. Соглашение успешно подписали на следующий день.

Не ждали подвоха

Однако и на многосторонних переговорах, занимающих, как правило, гораздо меньше времени и усилий, встречаются свои подводные камни. Угроза появилась оттуда, откуда ее не ждали. По информации "Коммерсанта", во время очередного раунда переговоров Германии выставила требование признать "Газпром" государственным торговым предприятием.

Что это означает? Согласно нормам договора, подписанного в 1994 году еще в рамках предшественницы ВТО - Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), значительная часть объема деятельности подобных структур, от ценообразования и субсидирования до экспортных пошлин, является предметом переговоров в ВТО. Организация также требует, чтобы импорт и экспорт такими предприятиями проводился исключительно на коммерческой основе.

Как отмечает издание, такое заявление от Германии удивило российских представителей на переговорах. Так, Алексей Портанский заявил, что такой вопрос должна была ставить не Германия, а скорее США или все та же Саудовская Аравия. Впрочем, не исключено, что в данном случае имела место попытка поторговаться в свете грядущего соглашения "Газпрома" с крупнейшей немецкой газовой компанией E.On об обмене активами (в частности, немцы отказались отдавать объекты энергетики в обмен на четверть акций Южно-Русского месторождения).

Буквально через несколько часов после известий о новых затруднениях российская делегация на переговорах в лице ее главы Максима Медведкова решительно дезавуировала все слухи. По словам главного российского переговорщика, никаких запросов со стороны участников рабочей группы по присоединению России к организации не поступало. Более того, Германия и вовсе не уполномочена выдвигать подобные требования, поскольку члены ЕС самостоятельно переговоры в ВТО не ведут. Такую инициативу могла выставить лишь Еврокомиссия, но с ней этот вопрос был урегулирован еще в 2004 году.

Не подвергая слова Медведкова сомнению, можно, тем не менее, предположить, что немцы в данном случае выступали не от своего имени, а представляя весь Евросоюз. Кроме того, требования могли быть выставлены кулуарно, и урегулирование вопроса ранее само по себе ничего не значит - ведь двусторонние договоренности не отменяют собой многосторонних. Дело может быть и вовсе не в "Газпроме", просто таким образом некоторые зарубежные страны пытаются добиться уступок на других "тонких" участках переговорного фронта.

Между тем, на официальном уровне ЕС подталкивает Россию к скорейшему завершению переговоров. Как отметил член Еврокомиссии по вопросам торговли Питер Мандельсон (Peter Mandelson), если РФ и Евросоюз будут медлить с процессом, то это осложнит переговоры. Он при этом подчеркнул, что 90 процентов работы уже проделано и если все пойдет по плану, то к ноябрю 2009 года представитель России займет свое кресло в штаб-квартире ВТО в Женеве.

Последние аккорды

Согласно регламенту ВТО, многосторонние переговоры должны закончиться "черновиком" договора о присоединении страны к организации, в котором будут прописаны обязательства данной страны до и после вступления. После этого идет финальная стадия - непосредственно подписание протокола. Здесь уже не нужно консенсуса, для одобрения вступления той или иной страны достаточно квалифицированного большинства в 2/3 голосов всех стран-членов.

Последние трудности на этом пути могут возникнуть сразу по нескольким позициям. Уже сейчас вскрылось недовольство иностранцев законом об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики России. Существует и непонимание относительно российских экспортных пошлин на лес. Трудности могут возникнуть в первую очередь с США. В Штатах есть группы лоббистов, выступающих за и против принятия России в организацию. Если на каком-то этапе мнение вторых перевесит, то следует ждать новых требований, которые могут быть выдвинуты и через третьи страны.

Наконец, существует "украинский вопрос". Наши соседи вступили в ВТО всего месяц назад. Пока что украинское руководство подчеркивает, что не будет чинить никаких преград России, а, напротив, всячески поддержит ее в этом стремлении. Однако истэблишмент этой страны не всегда отличается предсказуемостью и в случае обострения, например, конфликта с поставками и транзитом газа, может переменить свое мнение. В таком случае РФ придется возвращаться почти что к самому началу, к двусторонней стадии переговоров, что замедлит вожделенное для правительства страны вступление еще на несколько месяцев, а может быть, и лет.

< Назад в рубрику