Умопомрачительные кувшинки

Цены на Моне стремятся к ценам на Пикассо

Состоявшийся 24 июня в Лондоне аукцион Christie's "Искусство импрессионизма и модернизма" завершился с результатом 284 миллиона долларов, что оказалось лучшим результатом для торгов в Старом Свете. Самым дорогим лотом стал "Пруд с кувшинками" Клода Моне (1919), проданный более чем за 80 миллионов. Кто стал обладателем рекордно дорогой картины, пока не сообщается. Зато известно имя дилера, не отступавшего от цели на протяжении всего аукциона.

Этим упорным покупателем оказалась канадка Таня Бакрелл Пос, владелица лондонской компании Arts & Management International. Полтора месяца назад, в начале мая, госпожа Бакрелл Пос на нью-йоркских торгах Christie's успешно выторговала за 11,6 миллиона другие "Кувшинки" Моне, более ранние (1908 года). Судя по блогу The Wall Street Journal, дилер осуществила сделку для неназванного клиента из Европы.

"Пруд с кувшинками" 1919 года ценен для знатоков тем, что входит в маленькую (по меркам Моне) серию, состоящую из четырех работ. Одна из них хранится в нью-йоркском музее Метрополитен, еще одна находится в частном собрании и в 1992 году произвела фурор, когда была куплена за баснословные по тем временам 12,1 миллиона долларов. Третья много лет назад была разрезана на две части. Важно то, что, в отличие от многих поздних работ Моне, эта была завершена и продана художником собственноручно парижскому галеристу Бернхайму-младшему.

Живопись Моне дорожает буквально на глазах, хотя количество его картин в частных руках довольно велико. Так, его "Железнодорожный мост в Аржантее" был продан за 41,5 миллиона долларов в мае 2008 года, а "Мост Ватерлоо" в июне 2007-го - за 35 миллионов. А ведь еще пару лет назад казалось, что цены на импрессионистов стабилизировались, и с большой скоростью расти в цене отныне будут только Пикассо и художники второй половины XX века. Однако торги Christie's показали обратное, во всяком случае, отдельные коллекционеры готовы выложить любые деньги за понравившиеся им работы.

За "Пруд с кувшинками" довольно долго бился Бретт Горби, представитель нью-йоркского офиса Christie's, но клиент Тани Бакрелл Пос оказался упорнее. Зато Горби, чей заказчик явно не был стеснен в средствах, приобрел за 26,5 миллиона долларов "Танцовщиц у перекладины" Эдгара Дега, что для пастельной работы (да и для живописи в целом) - сумма огромная. Пастельные же "Три танцовщицы" Дега ушли 24 июня с молотка за 7,8 миллиона долларов.

На этом фоне цены на Пикассо уже кажутся скромными: 7,3 миллиона за натюрморт начала 1910-х и 8,1 миллиона за натюрморт 1924 года. Впрочем, до 104 миллионов, уплаченных в 2004-м за "Мальчика с трубкой" "розового" периода Пикассо, далеко пока даже Моне.

Второй год подряд Christie's выставляет работы Натальи Гончаровой не на специализированные "русские" торги, а в общие аукционы живописи конца XIX- начала XX веков, и второй год подряд эта тактика оправдывает себя. Гончарова продается за рекордные суммы: в 2007-м это были 9,7 миллиона за "Сбор яблок", в 2008-м - 10,9 миллиона за натюрморт "Цветы". Для русских художников это - выдающийся результат, для русских художниц - исключительный.