Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

Любовь и роботы

На российские экраны выходит "ВАЛЛ-И" студии Pixar

3 июля в России выходит в прокат новая анимационная картина диснеевской студии Pixar "ВАЛЛ-И". Эти ребята, похоже, поставили перед собой цель делать все более и более совершенные фильмы и вновь убедительно доказывают, что предела совершенству нет. "ВАЛЛ-И" - самый искренний, теплый и человечный мультфильм про роботов, из когда-либо созданных.

Pixar умеет одушевлять персонажей своих картин. В руках аниматоров студии зажили своей жизнью игрушки, машины, и вот теперь - роботы. Немаловажно, что режиссером картины выступил Эндрю Стэнтон, один из основателей Pixar и режиссер мультфильма "В поисках Немо". Придуманный им и его коллегами более десяти лет назад сюжет "ВАЛЛ-И" наконец-то воплощен в реальность и, по-видимому, будет считаться одним из самых удачных проектов Pixar и Стэнтона лично.

Действие в мультфильме начинается через 700 лет после того, как загаженную отходами Землю покинули люди. На планете, которая больше похожа на помойку, живет только покрытый грязью робот-мусорщик (не считая его домашнего таракана), методично спрессовывающий горы отходов в аккуратные кирпичики. Впрочем, ВАЛЛ-И (Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Легкий - Интеллектуальный, в кривом переводе с английского), а именно так зовут робота, не только строит целые мусорные небоскребы, но и коллекционирует найденные среди отходов остатки исчезнувшей цивилизации (зажигалки, вилки, лампочки, кубик Рубика). Все обнаруженные сокровища ВАЛЛ-И приносит в свой дом - контейнер, где он прячется от песчаных бурь и проводит одинокие вечера за просмотром мюзикла "Хелло, Долли", записанного на кассету VHS.

Но после того как ему на голову сваливается космический зонд с роботом ЕВА (Естествоведческая Автоматика), простая и размеренная жизнь ВАЛЛ-И превращается в хаос. Эти двое влюбляются друг в друга, но ЕВА, выполнив свою миссию, вынуждена отправиться с отчетом назад - на гигантский космический корабль "Аксиома", который вот уже сотни лет дрейфует среди звезд с остатками человечества, улетевшего, чтобы переждать тяжелые времена и когда-нибудь вернуться на землю. ВАЛЛ-И бросает свой дом и отправляется вслед за возлюбленной. На "Аксиоме" он находит не только ЕВУ, но и новых друзей, а также людей, которые за столетия превратились в ленивые шматки сала, проводящие свои жизни в летающих кроватях.

Созданная в жанре научной фантастики картина Эндрю Стэнтона, безусловно, отдает должное "Космической одиссее 2001" - в "ВАЛЛ-И" есть множество моментов, цитирующих этот шедевр Стэнли Кубрика. И для мультфильма Pixar перекличка с классикой вполне оправданна, поскольку "ВАЛЛ-И" и сам является шедевром в своем роде – театром одного робота в научно-фантастическом антураже. Перед аниматорами Pixar стояла задача вызвать у зрителей чувство симпатии к машине, заставить сопереживать роботу. Справились они с этой задачей блестяще. Стэнтону и Ко. удалось создать персонажей, которые вызывают у зрителя на положительные эмоции, едва появившись в кадре.

Робот ВАЛЛ-И - неуклюжий, угловатый, эдакий Чарли Чаплин анимационного мира, способный рассмешить и растрогать одновременно. ЕВА - отважная, целеустремленная и женственная, образец современного дизайна. Из-за скрупулезной проработки характеров и образов главных героев первая часть фильма вышла гораздо сильнее, чем вторая, в которой появляется еще с дюжину второстепенных персонажей. Следить за тем, как зарождается чувство между двумя механизмами, скованными своими программами, за тем, как они пытаются наладить контакт, в основном с помощью пантомимы, – невероятное удовольствие.

Мир ВАЛЛ-И настолько завораживает, что поневоле испытываешь разочарование, когда начинается вторая часть мультфильма, действие которой происходит на "Аксиоме". Бесспорно, у Pixar отлично получилось показать общество, в котором технологии развились настолько, что людям уже не надо действовать самостоятельно, все разжирели и не замечают ничего, помимо экрана телевизора. Сарказм создатели картины совершенно не стараются скрыть. Однако с момента появления ВАЛЛ-И на космическом корабле картина берет несколько прямолинейный тон, отринув сотни возможных вариантов развития событий в пользу самого простого и в чем-то наивного. Мотивации же персонажей из-за этого становятся непонятны, а иногда и попросту нелогичны, а многие вопросы повисают в воздухе. Зачем ВАЛЛ-И пытается спасти человечество (с другой стороны, как же еще должен вести себя робот, способный любить)? Нужно ли людям, в целом довольным жизнью, спасение из рук робота? Захотят ли они променять роскошь и удобства мира "Аксиомы", созданного для них гигантской корпорацией, на неуютный, заброшенный и давно уже забытый мир Земли, некогда разрушенный все той же корпорацией?

Кажется, создатели мультфильма поставили перед собой слишком амбициозную задачу, однако, упростив мир "ВАЛЛ-И", не смогли взять столь высокую планку. Впрочем, может, это и к лучшему. "ВАЛЛ-И" все же мультфильм про любовь, про одиночество и дружбу, и уже потом про все остальное. Было бы гораздо хуже, если режиссер и сценаристы свели бы все к критике корпораций и прочему морализаторству.

Нарисован мультфильм просто великолепно. Pixar, как и ранее, способен удивить зрителя, пресыщенного небывалым развитием технологий. Местами кажется, что это и не мультфильм вовсе, а кинофильм, настолько хорошо прорисован задний план в каждом кадре "ВАЛЛ-И". Правда, на космическом корабле такого чувства уже не возникает.

Стоит отдать должное и работе звукорежиссера Бена Бретта, который создал голос ВАЛЛ-И, ЕВЫ и звуковые эффекты всего окружающего их мира. Бретт, создавший "голос" R2-D2 из "Звездных воин", трудившийся над "Искателями потерянного ковчега" и "Инопланетянином", проделал отличную работу и в очередной раз создал неповторимые образы. Музыка в мультфильме также на высоте. Ее написал Томас Ньюман, работавший над фильмами "Красота по-американски" и "Побег из Шоушенка".

Подведем итог. "ВАЛЛ-И" - мультфильм-предостережение, напоминающий, куда человечество может зайти в своей беспечности, и одновременно - трогательная история любви робота, способного в погоне за мечтой пересечь Галактику. Это произведение нужно не просто посмотреть, но еще и прочувствовать.