В Третьяковской галерее 30 июня столичный театральный бомонд наблюдал за сватовством к китайской принцессе: разные симпатичные люди награждали других симпатичных людей премиями "Хрустальная Турандот". Главным сюрпризом вечера оказалось отсутствие лучшего актера по итогам сезона 2007-2008 годов.
Против обыкновения в этом году жюри (Екатерина Максимова, Анатолий Приставкин, Петр Тодоровский, Андрей Макаревич) выбрало сразу два лучших спектакля. Ими оказались "Берег Утопии", опус магнум Алексея Бородина и его актеров из РАМТа, и "Конек-Горбунок", поставленный Евгением Писаревым в МХТ. Кстати, "Берег" был одной из первых больших премьер сезона, а "Конек" сезон практически закрывал.
"Берег Утопии" - это девятичасовой спектакль по пьесе Тома Стоппарда о русских интеллигентах и философах и об их европейских современниках: Герцене, Огареве, Белинском, Тургеневе, Бакунине, Карле Марксе, Луи Блане. Поставленный при участии и поддержке самого Стоппарда спектакль понравился и публике, и критике. Сильные и слабые места проекта лучше всех резюмировал в свое время Андрей Немзер: "Целое (режиссерское решение Бородина, сценография Бенедиктова, безупречность ансамбля, глубина лучших актерских работ и чувство "общего дела") … берет верх над деталями". Действительно, если к деталям можно было придираться без особых усилий, то весь спектакль производил все же сильное впечатление. В США "Берег Утопии" в 2007 году получил два престижных комплекта премий - семь "Тони" и семь Drama Desk Awards, так что московская дань уважения Алексею Бородину и его актерам оказалась вполне актуальной.
"Конька-горбунка", всем известную сказку Петра Ершова, для МХТ переделали всеобщие любимцы братья Пресняковы ("Изображая жертву", "Терроризм", "Воскресенье. Супер"). Режиссер Евгений Писарев ("Примадонны", "Одолжите тенора") постарался сделать спектакль в забытом и трудном формате "для семейного просмотра", что, судя по всему, ему удалось: там поют, пляшут, острят напропалую, и всем это нравится. "Конек-Горбунок" получил и еще одну "Турандот" - за сценографию, которую для МХТ сделал Зиновий Марголин. Художник два с половиной месяца назад получил уже вторую "Золотую маску" (на этот раз за "Енуфу" в Мариинке, в 2005 его награждали за "Леди Макбет Мценского уезда" в ростовском Музыкальном театре).
В актерских номинациях в этом году оказалась всего одна награда: она досталась Александре Захаровой, сыгравшей незабываемую Агафью Тихоновну в гоголевской "Женитьбе". Спектакль поставил в "Ленкоме" Марк Захаров, собрав в него всех своих звезд и любимцев публики - Янковского, Збруева, Броневого, Чурикову. У постановки оказалась тяжелая судьба: с роли Подколесина пришлось сняться заболевшему Александру Абдулову за считанные дни до премьеры, и многие зрители отмечали, что, несмотря на весь блеск, над сценой висела атмосфера несчастья.
Награда за лучший дебют досталась в этом году не актеру, а режиссеру: им стал Никита Гриншпун, один из "кудряшей", выпускников мастерской Олега Кудряшова в РАТИ (ГИТИСе). Гриншпун поставил в Театре наций "Шведскую спичку", спектакль по одноименному чеховскому "уголовному рассказу", к которому ладно приделан еще один виртуозный текст Чехова - "Супруга". Получилась очень яркая, ритмичная и качественная, к тому же очень многообещающая работа, мимо которой театралы старались не пройти мимо.
В режиссерской номинации "Турандот" досталась Каме Гинкасу, поставившего в МТЮЗе "Роберто Зукко", пьесу французского драматурга Бернара-Мари Кольтеса о действительно существовавшем итальянском серийном убийце. Кама Гинкас, лауреат всевозможных наград и один из бесспорных столпов современного российского театра, о спектакле говорил так: "В пьесе есть скрытая, простая метафора - наступает в жизни человека какой-то момент, когда вдруг захлопываются все решетки… Белое оказывается черным, плюсы и минусы поменялись местами… И обыденность поворачивается совсем другой, ужасающей стороной".
Специальные награды в 2008 году достались: "Хрустальный росток" - "Театру простодушных", где играют актеры с синдромом Дауна, "За честь и достоинство" - Игорю Кваше и Борису Мессереру.
Церемония награждения, как обычно бывает с "Турандот", прошла мило и уютно. Правда, актовый зал Третьяковки все же кажется тесноватым для такого праздника: нет, не блеск слепит, просто людей хороших очень много.