Экономика
21:16, 3 июля 2008

Можно и в отпуск Дмитрий Медведев решил уволить чиновников из госкомпаний

Июль в российском бизнесе считается временем затишья. К началу самого жаркого месяца в году крупнейшие компании стараются провести собрания акционеров, на которых утверждают новые советы директоров, принимают бюджеты и со спокойной совестью уходят отдыхать. В 2008 году череда собраний акционеров преподнесла несколько сюрпризов.

Однако главным сюрпризом было напоминание президента страны Дмитрия Медведева о том, что российские госкомпании должны избавиться почти от всех государственных менеджеров и заменить их на профессионалов. По мнению президента, в советах директоров может остаться всего по одному представителю государства, который и будет озвучивать идеи чиновников. "Все остальные занимаются лоббизмом или кормлением", - отметил Медведев.

Заявление главного чиновника страны вышло чуть-чуть запоздалым: к этому времени большинство крупных госкомпаний уже провели собрания акционеров, на которых были выбраны советы директоров. В них количество чиновников нисколько не убавилось. Тем не менее, по утверждению помощника президента России Аркадия Дворковича, для того, чтобы изменить расстановку сил внутри компаний, не обязательно ждать очередных годовых собраний акционеров. Он утверждает, что замены в компаниях со стопроцентным участием государства произойдут в ближайшие дни, а в частично принадлежащих правительству – в ближайшие несколько месяцев.

В связи с утверждениями Дмитрия Медведева и его помощника еще интереснее посмотреть на новоизбранные советы директоров крупных государственных компаний. Кто-то из их членов может не прослужить весь год.

Банки

На общих собраниях акционеров Сбербанка и ВТБ советы директоров не избираются. Вместо них в банках есть так называемые наблюдательные советы. В ВТБ такой совет состоит из 10 человек, причем только двое из них могут считаться независимыми: Матиас Варнинг, управляющий директор компании Nord Stream, и Ив-Тибо де Сильги, президент административного совета группы VINCI.

Остальные члены совета, кроме президента и председателя правления ВТБ Андрея Костина, - потенциальные жертвы сокращения, объявленного Дмитрием Медведевым. Любопытно, что уволить из наблюдательного совета ВТБ могут… самого Аркадия Дворковича, который так отстаивает эту идею.

Собрание акционеров ВТБ запомнится не только и не столько переизбранием наблюдательного совета, в котором не произошло никаких изменений, сколько тем, что на нем впервые присутствовали частные инвесторы. В мае 2007 года ВТБ провел народное IPO, поэтому на собрание мог придти любой человек, у которого есть акции кредитной организации.

Предвидя, что общение с миноритариями, которые чувствуют себя обманутыми после того, как вложились в постоянно дешевеющие акции, будет непростым, руководство ВТБ решило провести знакомство с частниками заранее. На этой встрече менеджеры банка пытались объяснить, что никак не могут повлиять на рынок, определяющий цену на акции. Кроме того, в пример они пытались привести "ложку меда" – данные об увеличении прибыли и привлечении средств на международном рынке. Прогнозировать цены на акции им на таких встречах запрещено – таковы правила размещения ценных бумаг на Лондонской фондовой бирже (LSE).

Миноритарии ответами топ-менеджеров остались не слишком довольны и продолжили пикировку на собрании акционеров. В частности, если верить репортажу ПРАЙМ-ТАСС, главу банка Андрея Костина пытались обвинить в некомпетентности, а некоторые даже призывали бойкотировать собрание. Впрочем, их выступления все равно ни к чему бы не привели – государству принадлежит более 75 процентов акций банка, а значит, и решают все вопросы исключительно чиновники. Тем не менее, мероприятием государственные деятели были не слишком довольны. "После ВТБ я еле выполз из зала", - признался "Коммерсанту" первый заместитель правления ЦБ Алексей Улюкаев.

В Сбербанке все прошло гораздо спокойнее, хотя ценные бумаги и этого банка упали в цене. Наблюдательный совет был избран также без сенсаций. Единственным хоть сколько-нибудь любопытным оказалось выступление главы Центробанка Сергея Игнатьева, который по совместительству является руководителем наблюдательного совета Сбербанка. Выяснилось, что занимать обе эти должности – это почти как одновременно тренировать "Спартак" и ЦСКА. По словам Игнатьева, как председатель наблюдательного совета он не против увеличения доли на рынке вкладов, а вот как руководитель ЦБ – против.

Нефть и газ

Если в наблюдательных советах банков изменений не произошло, в "Газпроме", крупнейшей российской добывающей компании, их оказалось сразу два: место Дмитрия Медведева занял первый вице-премьер Виктор Зубков, а место бывшего главы Минэкономразвития Германа Грефа – его сменщица Эльвира Набиуллина. Из чиновников в совет директоров вошел также и Виктор Христенко, глава Министерства промышленности и торговли.

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и председатель совета директоров Виктор Зубков. Фото пресс-службы компании.
Lenta.ru

Кого из них в правительстве собираются уволить из "Газпрома", неизвестно. Практически оградил себя от этого шага Виктор Зубков, возглавив совет директоров. Остались Набиуллина и Христенко, но деятельность обоих министров сильно связана с "Газпромом": невозможно ни строить экономические планы на будущее, ни организовывать промышленность России, не зная, что собирается делать компания, приносящая в бюджет страны пятую часть доходов.

В "Роснефти" подобных изменений не произошло. Руководителем совета директоров остался Игорь Сечин, который работает в компании с 2004 года. В 2008 году он стал заместителем председателя правительства, так что теперь дорога нефтяников до самых высших чиновников значительно сократилась. Впрочем, она никогда не была слишком длинной – ранее Сечин был помощником президента.

Из чиновников в совет директоров "Роснефти" входят, помимо Сечина, Сергей Нарышкин, глава администрации президента России, Юрий Петров, руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также его заместитель Глеб Никитин. Вместо них и могут быть назначены независимые директора, хотя в "Роснефти" их и так хватает. Например, эти функции выполняет Андрей Костин, председатель правления ВТБ. В общем, эти государственные компании тесно сплочены не только одним акционером…

Смена кадров в советах директоров госкомпаний вызывает один, не разрешенный пока чиновниками вопрос: из числа каких менеджеров правительство будет набирать новых членов советов директоров. Многие частные компании в таком случае стараются "купить" на рынке зарубежных профессионалов, но государство на это пойдет вряд ли - слишком уж опасно отдавать компании из числа тех, которые называют себя "национальным достоянием", под управление иностранцев. Следовательно, вполне возможно, что таких как Андрей Костин, который успевает совмещать работу и в ВТБ, и в "Роснефти", не являясь при этом госчиновником, станет значительно больше.

< Назад в рубрику