Россия
17:27, 8 июля 2008

Довоскрешался Григорий Грабовой приговорен к 11 годам колонии и штрафу в миллион рублей

7 июля Григорий Грабовой был признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере и приговорен к 11 годам колонии общего режима и штрафу в миллион рублей. Как заявил судья, пострадавшие от деятельности Грабового лица могут подать отдельные иски о возмещении морального ущерба. Таганский суд Москвы установил, что Грабовой, обещавший за деньги воскресить умерших родственников обращавшихся к нему людей и вылечить тяжелобольных пациентов, причастен к 11 эпизодам мошенничества. Огласку деятельность Грабового получила после его обещания воскресить погибших при теракте в Беслане детей.

Суд над Григорием Грабовым относился к числу тех, на которых подсудимого могли как приговорить к 12 годам лагерей, так и освободить в зале суда за отсутствием в его действиях состава преступления. На первом варианте настаивала прокуратура, на втором - адвокат. И то другое было возможно, как возможен был и какой-то третий вариант.

Мошенничество, которое, как было установлено следствием, совершал Грабовой, было необычным и суду предстояло решить непростую задачу. Необычность дела заключалась в явной абсурдности и невыполнимости взятых на себя Грабовым обязательств. Судья вполне мог посчитать, что наказывать тут не за что. Кстати, подобное мнение кем-то из российских медиаперсон высказывалось. Мол, матери Беслана сами виноваты, раз отдавали деньги такому человеку. Что-то в данной позиции действительно было. Происходившее несколько напоминало ситуацию, как если бы судили фальшивомонетчика, который расплачивался купюрами с крупной надписью "фальшивка". Пострадавшие в такой ситуации люди могли бы предъявлять претензии лишь сами к себе.

Однако в случае с Грабовым, как подчеркивается в решении суда, дело обстояло все же иначе. Он вводил в заблуждение своих жертв, используя для этого "методы психологического воздействия". Такие методы, учитывая состояние людей, потерявших близких, действительно могли дать какой-то результат. Конечно, все равно с трудом верится в то, что человека какими угодно способами можно убедить в воскрешении мертвых. На это, впрочем, можно возразить, что представителям различных религий в течение тысяч лет такое удавалось и удается до сих пор. Видимо, на это намекал Грабовой, когда заявлял, что занимался "религиозной деятельностью".

Адвокат "воскресителя" в эфире российского телевидения прибег к весьма изощренной словесной эквилибристике. Он утверждал, что неизвестно, как именно следует понимать слово "воскресить". По его словам, это могло значить что-то вроде простого ободрения тех, кто потерял своих близких. Как говорил сам Грабовой, он обещал лишь духовное воскрешение, а такая формулировка еще более размыта. Однако на суд столь своеобразный подход впечатления не произвел. "Грабовой сообщал гражданам, что их родственники воскрешены, их встреча вскоре состоится", - недвусмысленно говорилось в приговоре.

Наблюдатели сходятся во мнении, что приговор был показательным и скорее представлял собой нравственный вердикт. Сами суммы, фигурировавшие в деле (а услуги Грабового стоили в среднем около 40 тысяч рублей), вряд ли могли произвести впечатление, если бы не специфическая сфера деятельности подсудимого. Тем не менее, Грабового признали виновным именно в мошенничестве в особо крупном размере, видимо, чтобы иметь возможность вынести столь суровый вердикт. Трудно сделать иной вывод, учитывая, что подозреваемых в краже миллионов долларов российских чиновников отпускают в зале суда.

Нынешний жесткий приговор, столь явно отличающийся от решений судов по делам с куда более крупными суммами, видимо, стал возможен и потому, что за Грабовым не стоят интересы больших людей и "финансово-промышленных групп". Хотя время от времени появлялись слухи о каких-то высоких покровителях Грабового, который якобы был вхож в важные кабинеты, все это, видимо, было либо липой, либо частной инициативой малозаметных персон.

В общем, суд в понедельник показал, что за подобную деятельность надо отвечать не условным сроком и штрафом в сто рублей, а, что называется, "по всей строгости". Создавалось впечатление, что голос судьи, читавшей приговор, немного дрожал, что еще раз подтверждает характер вынесенного решения. Впрочем, дело явно не закончено и со стороны защиты последует апелляция. Однако и уже оглашенный приговор, возможно, произведет впечатление на подобных Грабовому "целителей".

< Назад в рубрику