Мир переживает вторую волну кредитного кризиса, которая может оказаться еще опаснее первой. В пятницу "между делом" лопнул американский ипотечный банк Indy Mac, по обязательствам которого будет отвечать федеральное правительство США. Весьма вероятно, что по нерадостному пути национализации пойдут и столпы американской ипотеки - агентства FHLMC и FNMA, в разговорном языке более известные как Freddie Mac и Fannie Mae. Национализация может увеличить госдолг США почти вдвое, что при определенном развитии событий приведет к потере государственным долгом США максимального кредитного рейтинга. Но и бросать их в беде тоже нельзя, поскольку кризис от их краха существенно обострится.
Когда в марте 2008 года водоворот мирового кризиса поглотил инвестиционный банк Bear Stearns, многие инвесторы и обыватели в США и Европе поверили, что "хуже быть уже не может". И действительно, меры, предпринятые Федеральной резервной системой (в частности, кредит на 30 миллиардов долларов, выделенный банку JP Morgan на скупку того, что осталось от Bear), дали кратковременный результат. В течение пары месяцев котировки на биржах США стабильно росли и аналитики всерьез говорили о том, что рынок уже достиг своего "дна".
Но параллельно распространялись и тревожные известия - в США резко замедлились темпы экономического роста, цены на недвижимость продолжили падение, а банки и финансовые компании не уставали докладывать об убытках. Да еще и цена на нефть била один рекорд за другим, подстегивая инфляцию.
И вот - новый поворот. На прошлой неделе целый ряд аналитиков выступил с крайне негативными отчетами о состоянии дел в двух крупнейших ипотечных агентствах США - Fannie Mae и Freddie Mac. Утверждалось, что обе компании по уши завязли в долгах, и у них недостаточно собственных средств для выплат по всем обязательствам. А обязательств у них много - два финансовых монстра держат почти половину 12-триллионного ипотечного рынка Америки, и их долги превышают 5 триллионов долларов.
Новость о проблемах Fannie и Freddie взбудоражила финансовый мир по обе стороны Атлантики. Дело в том, что облигации обоих агентств до недавнего времени считались одним из надежнейших инструментов для вложений. По сути дела, они считались столь же надежными, как и сами гособлигации США, но при этом приносили заметно больший доход. Практиковали такие инвестиции не только частные и корпоративные структуры, но и государства. Один Китай вложил в две фирмы несколько сотен миллиардов долларов из своих колоссальных золотовалютных резервов. Не меньшим рвением отличилась и Россия - около 100 миллиардов долларов было размещено в облигациях Fannie и Freddie.
Минфин России поспешил выступить с заявлением, в котором еще раз указывалось на то, что Центробанк скупал не акции агентств (к слову, упавшие за последний год на 90 процентов), а именно облигации. А они, дескать, защищены от финансовых бурь гарантиями американского правительства.
Здесь следует посмотреть на то, что из себя представляют эти агентства-близнецы. И Fannie Mae, и Freddie Mac относятся к так называемым предприятиям с государственной поддержкой (government sponsored enterprises, GSE). Они были созданы в свое время по решению Конгресса для обеспечения американцев доступной ипотекой, но являются компаниями, контролируемыми частным капиталом. Загвоздка состоит в том, что никаких подтвержденных документально обязательств по поддержке этих агентств ни администрация, ни Конгресс на себя не брали. Соответственно, и по их долгам отвечать совершенно не обязаны.
Разумеется, существуют определенные implicit guarantee (неформализованные гарантии). Однако здесь подразумевается, что государство займется обслуживанием их долгов в случае, если польза от этого мероприятия (включая и имиджевую) превысит издержки. А вот это пока - совсем не факт.
С одной стороны, очевидно, что ничего хорошего для США в национализации крупнейших агентств нет. Если государство возьмет долги GSE в 5 триллионов долларов на себя, то это будет означать фактическое удвоение госдолга страны. Заметим, что уже сейчас ежегодные выплаты по обязательствам США составляют более 400 миллиардов долларов, что даже для такой мощной экономики как американская, является тяжелым бременем. Следовательно, для погашения этих долгов придется либо занимать на стороне, увеличивая дефицит бюджета, либо резко поднимать ставки налогов. Не лучшее решение в условиях экономической рецессии, грозящей перейти в депрессию.
Но самые неприятные последствия могут наступить в случае, если рейтинговые агентства на фоне наращивания долга решат, что США уже не столь надежный заемщик и понизят кредитный рейтинг страны с нынешней максимальной отметки - AAA. Это станет тяжелым ударом для доллара и бюджетной системы США, опирающейся во многом на заимствования, в том числе и из-за рубежа.
Но и альтернатива - бездействие - выглядит не лучше. Если дать Fannie и Freddie обанкротиться, то это не только приведет к бегству иностранных инвесторов из американских ценных бумаг и обвалу всего фондового рынка США. Крах GSE вызовет катастрофу на рынке жилья, так как огромное количество американцев не сможет позволить себе ипотечный кредит из-за стремительного роста ставок. Кроме того, без своих вложений останутся многочисленные институциональные инвесторы, включая отдельные штаты, пенсионные фонды и другие организации. Вся социально-экономическая система США будет поставлена под угрозу, а текущий кризис разовьется во второе издание Великой Депрессии.
Пока что финансовые власти Америки находятся в раздумьях по поводу того, что же им стоит предпринять для предотвращения катастрофы. Накануне министр финансов Генри Полсон представил план по спасению GSE. Полной национализации он не предполагает, однако дает возможность терпящим бедствие компаниям воспользоваться кредитом от Федеральной резервной системы под 2,25 процента. Кроме того, в плане предусматривается вариант с выкупом государством части акций обоих агентств.
Проект уже получил поддержку президента США Джорджа Буша. Скорее всего, с ним согласится и Конгресс, который может проголосовать за осуществление плана в течение недели. Между тем, ряд экспертов высказывает свое недоумение в связи с действиями администрации. Так, по словам главы сингапурской инвестиционной компании Rogers Holdings Джима Роджерса (Jim Rogers), GSE "в принципе неплатежеспособны", а попытка спасти их может привести к "катастрофе". Ранее Роджерс отметился в финансовом мире тем, что сумел предсказать в 2006 году рост цен на нефть выше отметки 100 долларов за баррель, а золота - 1000 долларов за унцию. Все его прогнозы сбылись в текущем году.
Другие инвесторы отреагировали на предложение министерства финансов США с осторожным оптимизмом. В ходе торгов на Нью-Йоркской бирже котировки Fannie и Freddie повысились на 6 и 9 процентов соответственно. Позитивных настроений рынку прибавило и известие о том, что Freddie Mac успешно продал свои облигации на сумму 3 миллиарда долларов на аукционе. Впрочем, по сравнению с рассчитанными аналитиками суммами, на которые компании нужно будет рекапитализировать (уже сейчас речь идет о 70 миллиардах долларов, а в дальнейшем потребности агентств могут возрасти), это - копейки. Так что до разрешения кризисной ситуации все еще очень далеко.