В конце мая сомалийские пираты захватили в Аденском заливе очередное судно - немецкий сухогруз "Леманн Тимбер" ("Lehmann Timber"). В заложниках оказались 15 человек экипажа, в том числе российский капитан Валентин Барташев. Спустя 41 день, после долгих переговоров, пираты отпустили судно. "Леманн Тимбер" направился в порт Адена, однако в Аравийском море попал в шторм. На помощь к терпящему бедствие сухогрузу вышел корабль ВМС США. Экипаж "Леманн Тимбер" принял решение покинуть судно, однако из-за плохих погодных условий провести эвакуацию пока не удается.
"Леманн Тимбер", плавающий под флагом Гибралтара, шел из Китая через Суэцкий канал в Росток. 120-метровый сухогруз, спущенный на воду в 2007 году, принадлежит немецкой судовладельческой компании Hans Lehmann, расположенной в Любеке (ряд немецких СМИ, впрочем, ошибочно говорят о компании Karl Lehmann). По некоторым данным, судно перевозило фрагменты каких-то стальных конструкций, однако, что именно находилось на борту, неизвестно: судовладелец отказался от комментариев.
28 мая "Леманн Тимбер" был захвачен четырьмя вооруженными до зубов пиратами, которые подплыли к нему на моторной лодке. Перед захватом капитан успел послать сигнал о бедствии, сообщив точные координаты местонахождения. Сухогруз отогнали к побережью Сомали и поставили на прикол напротив порта Эйл (Eyl). В руках у пиратов оказались капитан-россиянин, четверо старших офицеров украинцев, а также эстонец и девять граждан Мьянмы. Похитители потребовали выкуп, превышающий миллион долларов. Судовладелец Холгер Леманн (Holger Lehmann) организовал в Гамбурге экстренный штаб по оказанию помощи морякам.
Начались переговоры, длившиеся без малого шесть недель. Все это время экипаж судна находился в маленьком закрытом помещении. Само судно превратилось во временное пристанище пиратов, на нем разместились около 40 человек, занявшихся мародерством. Запасы пищи и пресной воды быстро кончились, заложники страдали от жажды, жары, духоты, голода и обезвоживания. Сообщения о состоянии их здоровья были разноречивы, в частности сообщалось, что двое человек находятся в тяжелом состоянии.
Не исключено, что пираты сознательно обращались с заложниками жестко, чтобы оказать давление на судовладельца. Захваченных моряков заставляли звонить с сотового и говорить, что, если выкуп в ближайшее время не будет уплачен, пираты их всех расстреляют. По некоторым данным, моряки кричали в трубку, что судовладельцу на них наплевать и что они скоро "сдохнут от голода". Однако, по словам представителей оперативного штаба в Гамбурге, скорее всего, заложники были вынуждены вести себя так под угрозой физической расправы.
Наконец договоренность об освобождении моряков была достигнута. За "Леманн Тимбер" и его экипаж был уплачен выкуп. Представители компании-судовладельца отказались раскрывать какие-либо детали операции по освобождению, мотивируя это тем, что это может поставить под угрозу жизнь и безопасность других заложников, находящихся у пиратов. Со своей стороны мэр города Эйл заявил, что за заложников уплатили 750 тысяч долларов.
Передача денег прошла в открытом море. К "Леманн Тимбер" направилось судно, капитан которого отдал пиратам выкуп. Потом в течение нескольких часов похитители пересчитывали деньги. После этого они покинули судно, сошли на берег в Эйле и, сев в поджидавшие автомобили, скрылись. Официальные власти сомалийского региона Путленд приветствовали освобождение заложников, однако выразили сожаление по поводу уплаты выкупа, так как, по их мнению, это лишь толкает пиратов на новые преступления.
8 июля "Леманн Тимбер" снялся с якоря и вышел в море, взяв курс в порт Адена. Экипаж, разумеется, был рад освобождению, однако за шесть недель плена люди устали и измучились. Пираты в прямом смысле слова обобрали их до нитки, отобрав телефоны, часы, ценные вещи, у многих не было даже нормальной одежды и обуви. По словам капитана Валентина Барташева, моряки также страдали он недостатка питьевой воды. Ко всем невзгодам экипажа добавился еще и сильный шторм, однако и на этом злоключения, выпавшие на долю "Леманн Тимбер", не кончились.
Вечером 11 июля у судна сломался двигатель. Попытки починить его своими силами не увенчались успехом. В сильный шторм, достигавший 8-9 баллов, судно фактически потеряло управление. Как отметил капитан Валентин Барташев, с которым удалось связаться по радио, высота волн составляла 3-4 метра, крен судна достиг 30 градусов. К сухогрузу было решено отправить спасательный буксир "Капитан Михалис". Однако, как оказалось, по своим техническим параметрам он не может осуществить переход в шторм и отбуксировать терпевшее бедствие судно на нужное расстояние.
В итоге задачу отбуксировать потерявший управление "Леманн Тимбер" возложили на более мощный спасательный буксир "Дубай Мун". Было также принято решение об эвакуации экипажа. На помощь сухогрузу вышел американский корабль "Монсон" (возможно, речь идет о патрульном катере USS Monsoon - прим. "Ленты.ру"). Однако из-за плохих погодных условий провести эвакуацию не удается. Кроме того, пираты забрали с собой все спасательные жилеты. Пока вертолет смог доставить на судно продукты питания и воду. Остается надеяться, что у одиссеи многострадального сухогруза все же будет хэппи-энд.