Первые дни работы Фарнборо, самого большого авиасалона в мире, принесли немало радости авиастроительным компаниям, которые в общей сложности сумели продать более 200 самолетов. Сумма контрактов превышает 40 миллиардов долларов. Выставка достижений самолетостроения выявила и начавшееся разделение в мировой авиационной индустрии - при постоянном удорожании топлива активно покупать самолеты могут в основном обеспеченные нефтью страны.
Всего в нынешнем авиасалоне принимают участие 1,5 тысячи компаний из 39 стран мира. Россию в Фарнборо представляют 60 предприятий, в том числе "Гражданские самолеты Сухого", Объединенная авиастроительная корпорация, промышленная группа "Оборонпром", "МиГ" и некоторые другие.
Примечательно, что высокие цены на авиационное топливо не помешали авиаперевозчикам делать крупные заказы. Однако большую часть прибыли авиастроительным корпорациям принесли клиенты с Ближнего Востока. Заказы были сделаны авиакомпаниями Etihad, FlyDubai, Saudi Arabian Airlines, Qatar Airways и Tunisair.
Авиаперевозчик FlyDubai приобрел у американской корпорации 54 самолета Boeing B-737. По условиям договора, поставки самолетов заказчику начнутся уже в 2009 году, а закончатся в 2015-м. Еще 45 самолетов купила авиакомпания из Объединенных Арабских Эмиратов Etihad. Подробности этой сделки не разглашаются, однако известно, что компания приобрела 35 "лайнеров мечты" Boeing B-787 Dreamliner и 10 машин Boeing B-777.
17 июля 2008 года китайская авиационная госкомпания приобрела у Boeing 30 самолетов B-737 и 15 - B-777. Стоимость заказа составила 6,3 миллиарда долларов. Таким образом, общий доход американской авиастроительной корпорации за три дня работы авиасалона составил почти 20 миллиардов долларов.
Не менее успешно шли дела и у конкурента американской корпорации, европейской Airbus. Этой компании удалось продать самолеты на общую сумму в 23 миллиарда долларов. Первым покупателем европейского концерна стала авиакомпания Etihad, на взлетно-посадочные полосы которой отправится 55 самолетов Airbus, в том числе десять A380.
Кроме того, Airbus получил заказ на 16 лайнеров от компании Tunisair. Общая сумма заказа в каталожных ценах составляет немногим более двух миллиардов долларов. Авиаперевозчик Qatar Airlines, расположенный в Катаре - стране, 16 июля объявившей себя самой богатой на Ближнем Востоке, подписал с европейским концерном договор на поставку четырех A321, оставив опцион на покупку еще двух. Стоимость этого заказа составила 360 миллионов долларов.
Лизинговая авиакомпания Dubai Aerospace Enterprise (DAE) из Эмиратов объявила о покупке 100 самолетов Airbus. Общая стоимость заказа составляет 12,6 миллиарда долларов. DAE приобрела 70 среднемагистральных самолетов А320 и 30 - A350.
В 2008 году, как и в предыдущие два года, арабские компании, включая Etihad, были главными покупателями продукции Boeing и Airbus. По некоторым прогнозам, к 2015 году объединенный парк самолетов трех крупных ближневосточных компаний Etihad, Emirates и Qatar Airways удвоится и достигнет 900 лайнеров.
Одним из основных покупателей стала лизинговая компания "Ильюшин Финанс". На проданные "Тушки" будут устанавливаться новые российские двигатели ПС-90А2, новые цифровые системы кондиционирования воздуха, а также обновленный электропривод механизации крыла. Эти самолеты будут поставлять компаниям из Ирана и Латинской Америки.
Не желая останавливаться на достигнутом, ОАК объявила о возможном создании совместного предприятия с Китаем, которое будет заниматься разработкой и производством самолета МС-21. По словам президента ОАК Алексея Фролова, Китай ведет разработку самолета, по своим характеристикам аналогичного российскому. Именно по этой причине ОАК хочет вести проект совместно с Китаем. Пока что совместное предприятие находится на стадии переговоров.
Разрабатываемый самолет МС-21, как ожидается, должен заменить устаревшие Ту-154 и аналогичные им. Всего ОАК планирует выпустить 1,5 тысячи этих машин и ожидает, что около 400-500 приобретут российские авиакомпании.
Кроме того, ОАК подписала базовое соглашение с европейском концерном EADS, которое предусматривает переоборудование пассажирских лайнеров A320 и A321 в грузовые самолеты. Первым заказчиком стала нидерландская лизинговая компания AerCap. В ходе работ у самолетов будет демонтироваться пассажирский салон и производиться установка усиленных полов. В фюзеляже самолетов прорежут большой грузовой люк. Производством всех деталей для переоборудования "Аэробусов" займется Иркутский авиационный завод.
Первый модифицированный самолет планируется выпустить в 2011 году, а серийное производство начнется в 2012-м. Как ожидается, к 2017 году будет производится около 37 переоборудованных лайнеров в год. Модифицированные самолеты смогут перевозить от 21 до 28 тонн груза по маршрутам протяженностью до 3700 километров.
15 июля 2008 года портфель "Сухого" пополнился еще 24 заказами на общую сумму 630 миллионов долларов. Заказ этот действительно крупный по меркам российских авиапроизводителей, однако сделан он был российским "Авиализингом". При этом лизинговая компания оставила опционы еще на 16 SSJ-100. Первый самолет "Гражданские самолеты Сухого" поставит российской компании в 2011 году.
Прорыв за рубеж "Сухой" совершил 16 июля 2008 года. Компания SuperJet International, занимающаяся продажами российских лайнеров за границей, заключила с швейцарской лизинговой компанией Ama Asset Management Adviser контракт на поставку пяти самолетов. SSJ-100 в 95-местной конфигурации будут поставлены в Швейцарию в 2011 году. "Эти пять самолетов предназначены для пяти разных авиакомпаний в Европе и Азии в бизнес- и VIP-компановке", - заявил генеральный директор SuperJet International Алессандро Франзони.
Одновременно SuperJet International подписала твердое соглашение на поставку еще 20 лайнеров SSJ-100 в конфигурации на 98 мест. Правда, имя второго покупателя "Сухого" остается неизвестным. Общая сумма заказа составляет 600 миллионов долларов, а начало поставок запланировано на 2010 год. По словам Франзони, самолеты купила известная европейская компания, которая предпочла остаться неизвестной.
Анонимность второго покупателя вызвала некоторое смущение у экспертов, присутствовавших на авиасалоне Фарнборо-2008. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев покупатели не скрывают своих имен - так принято на всех авиасалонах, где заключаются контракты на поставку техники. Выводов, однако, по этому поводу пока никто не сделал.
То, что 25 российских самолетов отправятся в Европу, говорит в пользу "Сухого", чей SSJ-100, похоже, начинает получать признание за рубежом. Ведь изначально иностранные компании с недоверием и опаской относились к российскому лайнеру.
Появление заграничных покупателей уже можно считать прорывом, однако поздравлять "Сухого" пока рано. Авиасалон не закончен и, если какая-нибудь крупная авиакомпания, например Air France-KLM (а вдруг?), закажет SSJ-100, можно будет сорвать шляпы и праздновать триумф. Пока этого не произошло, и в самом "Сухом" отмечать первые победы не торопятся.
Современные самолеты стали экономичнее своих предшественников на 15 процентов. Однако разработки в этой сфере не прекращаются ни на минуту. Так, представители General Electric (GE) объявили на Фарнборо о планах создания целого семейства экономичных двигателей. При этом компания попытается конкурировать с Pratt & Whitney, уже два года занимающейся разработкой двигателей, которые смогут потреблять на 12 процентов меньше керосина, чем самые современные и экономичные разработки.
А вот сможет ли еще удивить нас Фарнборо-2008, узнаем в ближайшие дни.