В конце минувшей недели в российско-грузинских отношениях вокруг непризнанной абхазской республики наметился парадоксальный - в смысле неожиданный - тренд. Россия и Грузия одобрили германский "план Штайнмаейра", предусматривающий решение грузино-абхазского конфликта. Президент непризнанной республики Сергей Багапш, как и ожидалось, назвал предложения из Берлина "неприемлемыми". Поэтому позиция России многим показалась чуть не сенсационной: публичное несогласие Москвы и Сухуми - более чем редкость. Абхазской реакции на демарш "старшего брата" в понедельник, 21 июля, не последовало. Судя по всему, ее не будет и во вторник, поскольку никакого демарша нет.
Сейчас широкой публике известны лишь самые общие положения плана урегулирования, предложенного главой МИД ФРГ Франком Вальтером Штайнмайером. Немецкий вариант "дорожной карты" включает три последовательных этапа: 1) подписание договора о ненападении и начало возвращения беженцев на территорию Абхазии; 2) экономическая реабилитация Абхазии западными грантами; 3) определение статуса Абхазии.
Не секрет, что по первому и третьему пунктам Грузия и непризнанная республика в обозримом будущем вряд ли договорятся. По разным оценкам, после грузино-абхазской войны 1992-1993 годов число грузинских беженцев из Абхазии достигло 280-300 тысяч.
В пятницу, 18 июля, в абхазском городе Гали за закрытыми дверями состоялись переговоры между президентом Сергеем Багапшем и Франком Вальтером Штайнмайером. После встречи Багапш заявил: "Возвращение грузинских беженцев в Гальский район Абхазии может быть только после урегулирования конфликта, но пока конфликт не урегулирован, настаивать на возвращении беженцев в остальные районы Абхазии невозможно, и это может привести к новой войне". В свою очередь, президент Грузии Михаил Саакашвили неоднократно заявлял, что грузинские беженцы должны вернуться в Абхазию.
По юридическому статусу Абхазии противоречия тоже кажутся непреодолимыми: Грузия считает территорию непризнанной республики своей неотъемлемой частью, абхазы настаивают на независимости.
Известно, что в грузино-абхазском конфликте фактически три стороны: Грузия, Абхазия и Россия. Они и должны, в итоге, договориться.
О том, что Россия - ключевой участник конфликта, председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе заявил в пятницу, 18 июля, комментируя переговоры Багапша и Штайнмайера: "То, что абхазы могут отвергнуть конкретный план урегулирования является лишь политической игрой, так как все отлично знают - за спиной абхазов стоит Россия".
В пятницу в России план из Берлина в целом одобрили и назвали концептуально правильным. Но президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с министром Штайнмайером (после переговоров с Багапшем глава немецкого МИД прибыл в Москву) дополнил план еще одним условием, с которым Грузия, пожалуй, тоже не согласится: вывод грузинских войск из Кодорского ущелья.
Напомним, в 2006 году бывший представитель грузинского президента в Кодорском районе Эмзар Квициани объявил о своем неподчинении центральному правительству. Тбилиси расценил происходящее как мятеж и ввел войска в восточную часть Кодорского ущелья (западную сейчас контролируют власти непризнанной республики Абхазия).
Таким образом, бесперспективность плана Германии для грузинской и абхазской стороны очевидна с самого начала. Поэтому рассчитывать, что подключение к переговорному процессу четвертого игрока - ФРГ - принесет реальные плоды, не стоит. Подозревать германскую дипломатию в глупости или наивности не приходится. Возникает вопрос: с какой целью Франк Вальтер Штайнмайер летал в Абхазию?
В воскресенье, 20 июля, журналист грузинского информагентства GeoHotNews предложил весьма интересную интерпретацию последних событий.
"Учитывая то, что позиции сторон абсолютно несовместимы, план, конечно, провалится. Но в любом случае Ангела Меркель одновременно убивает нескольких зайцев: в первую очередь, Меркель ищет аргументы для того, чтобы оправдать очередной отказ в присвоении Грузии МАР на саммите НАТО в декабре. То есть, Германия, с одной стороны, приобретает определенное преимущество перед Джорджем Бушем, который (обратим на этот момент внимание) никакого конкретного плана решения проблемы, в отличие от нее, не представлял, а с другой стороны, Грузию лишает аргумента, что Берлин отказывает в присвоении МАР и в то же время не пытается помочь Грузии в решении проблем", - пишет GeoHotNews.
Газета "Коммерсант" в понедельник, 21 июля, сославшись на свои источники в российском МИД, сообщила, что об абхазской миссии Штайнмайера Россия была проинформирована заранее, более того, немецкая сторона просила Москву поддержать "план Штайнмайера" или по крайней мере не отвергать его с порога.
Издание также отмечает, что в пятницу вечером глава МИД РФ Сергей Лавров признал, что вывод грузинских подразделений из Кодорского ущелья "в ближайшее время маловероятен". Поэтому переговоры по "плану Штайнмайера" в любой момент могут зайти в тупик. Но уже по вине Тбилиси, а не Москвы.
Если рассматривать визит немецкого министра в Абхазию в северо-атлантическом контексте, предложенном грузинским изданием, то переговоры с Багапшем ввиду своей изначальной безнадежности, похоже, носили отвлекающий характер от главной темы, которую пока никто не отменял: Россия категорически против выступления Грузии в НАТО. А отношения Москвы и Берлина сейчас более чем хорошие.
По уставу НАТО, страна-кандидат не должна иметь территориальных или этнических конфликтов. Что сейчас выгоднее Кремлю? Способствовать урегулированию 15-летнего грузино-абхазского конфликта или препятствовать вступлению Грузии в НАТО?
Вопрос риторический.