Президент Венесуэлы Уго Чавес прилетел в Москву не только передать привет Дмитрию Медведеву от своего друга Фиделя Кастро, но и помочь подписать ряд важных двусторонних контрактов. В первую очередь визитом Чавеса оказались удовлетворены российские нефтяники из ТНК-ВР, "Газпрома" и "Лукойла".
Едва успев прибыть в Москву, Чавес сразу же заявил, что рассматривает Россию как стратегического союзника как в нефтяной сфере, так и в военно-технической области. По его словам, партнерство поможет Венесуэле отстоять свой суверенитет, которому угрожают США.
Понять президента Венесуэлы легко: из-за своих жестких высказываний и антиамериканской политики страна под руководством Уго Чавеса растеряла многих союзников. Россия же осталась едва ли не единственным государством, которое может поделиться с Венесуэлой как опытом в нефтяной сфере, так и оружием. Это в очередной раз подтвердил Дмитрий Медведев, заявив, что Россия будет работать с Венесуэлой "взаимно, согласованно и корректно". Пока взаимность и согласованность определяется тем, что отечественные нефтяники получили доступ к венесуэльским месторождениям в бассейне реки Ориноко – одном из самых перспективных для добычи нефти регионов в Южной Америке.
О том, что ТНК-ВР, "Газпром" и "Лукойл" намерены подписать с венесуэльскими нефтяниками новые контракты, стало известно со слов источников информагентств и газет еще утром 22 июня. Однако подробности были оглашены только после заключения сделок.
Главным сюрпризом визита Чавеса в Москву стал контракт между российско-британской ТНК-ВР и венесуэльской госкомпанией Petroleos de Venesuela (PdVSA). Западные информагентства, привыкшие в последние несколько недель слышать о ТНК-ВР только в контексте конфликта ее акционеров, поспешили назвать сделку неожиданной, хотя подписание соглашения ожидалось давно.
Почти ровно год назад, в сентябре 2007 года, ТНК-ВР попросила у российского МИДа содействия во вхождении на венесуэльский рынок. Инициатива, судя по всему, исходила от российских акционеров компании, так как переговоры проводили именно они: по данным российской прессы, миллиардер и совладелец ТНК-ВР Виктор Вексельберг даже специально встречался с вице-президентом Венесуэлы Хорхе Родригесом.
По условиям соглашения с PdVSA, ТНК-ВР получит право на совместное с венесуэльской компанией исследование блока Айакучо-2. Ранее компания проводила оценку запасов на этом блоке, так что заключение нового договора позволит компании приблизиться к добыче нефти в Южной Америке. Если это произойдет, Айакучо-2 станет первым зарубежным месторождением ТНК-ВР. От его разработки выиграют и российские, и британские акционеры: одним давно хотелось выйти на зарубежные рынки, а другим в срочном порядке необходимо увеличивать ресурсную базу.
Аналогичное соглашение с PdVSA подписала другая частная российская компания – "Лукойл". Подобно ТНК-ВР эта корпорация проводила оценку запасов на месторождении Хунин-3 и получила право на дальнейшие исследования в этом регионе.
Государственный "Газпром" продвинулся в венесуэльских контрактах меньше, чем его частные конкуренты. Компания только получила право на сертификацию и оценку запасов на блоке Айакучо-3, так что говорить о начале разработки этого месторождения пока рано.
Впрочем, для "Газпрома" этот проект – не главный в Южной Америке. Гораздо важнее для госмонополии получить контракт на строительство газопровода из Венесуэлы в Бразилию, на создании которого настаивает Уго Чавес. В конце июня сообщалось, что "Газпром" уже начал проектирование газопровода, однако до сих пор неизвестно, будет ли он построен. Помешать масштабному проекту может активность бразильских нефтегазовых компаний – они обнаружили в стране крупные запасы углеводородов и пока размышляют, нужно ли им дополнительное топливо из Венесуэлы.
Ради подписания трех, пусть и значимых, но все равно не самых важных контрактов, Уго Чавес вряд ли бы полетел в Москву. Российские СМИ со ссылкой на источники писали, что в рамках беседы с Дмитрием Медведевым Чавес должен был поднять вопрос и о поставке вооружений, однако в подписание каких-либо соглашений переговоры пока не вылились.
Венесуэла является крупнейшим покупателем российского оружия в Южной Америке, причем останавливаться на достигнутом вовсе не собирается, увлеченно вкладывая средства, полученные от экспорта нефти в США, в свои вооруженные силы. В частности, Венесуэла готова купить у России 20 комплексов "Тор-М1" и "Тор-М2Э", подводные лодки проекта 636, истребители, танки и военно-транспортные самолеты.
Кроме того, Венесуэла не против приобрести у России снайперские винтовки и переносный зенитный ракетный комплекс "Игла-С". Однако все эти сделки, как сообщили газете "Коммерсант" информированные источники, столкнулись с дополнительными сложностями из-за того, что Венесуэла может передать российское оружие колумбийским повстанцам, которые пользуются поддержкой Каракаса. В этом случае на Россию вправе будет обидеться как Колумбия, так и США, поддерживающие официальную Боготу.
Еще одним камнем преткновения может стать кредит, который Венесуэла хочет попросить под закупки российского вооружения. Реакция России на эту инициативу пока неизвестна.
Даже урегулирование разногласий в военно-промышленной сфере вряд ли было самой важной целью визита Уго Чавеса. Как признался в Москве сам президент Венесуэлы, многое в мире сейчас зависит от личной дипломатии. А значит, желание Чавеса поскорее познакомиться с новым президентом России Дмитрием Медведевым нужно воспринимать именно в ключе "личной дипломатии".