В течение последней недели новость о возможном размещении самолетов ВВС РФ на Кубе вызвала чрезмерный резонанс в зарубежных и отечественных СМИ. Некоторые называют эти сообщения очередной информационной кампанией Кремля, другие усматривают в них здравый смысл - Россия вполне могла бы использовать базы Кубы, Венесуэлы и Алжира в качестве "аэродромов подскока" для своей стратегической авиации. Чем же на самом деле Россия готова отвечать на расширение ПРО США и что Пентагон может противопоставить возросшим амбициям Москвы?
В настоящее время стратегические бомбардировщики, состоящие на вооружении ВВС России, входят в состав 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения).
В 37-й воздушной армии имеются две тяжелых бомбардировочных дивизии, на вооружении которых состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, в совокупности способных нести до 884 крылатых ракет большой дальности. Кроме этого, в составе армии находятся четыре тяжелых бомбардировочных дивизии с бомбардировщиками Ту-22М3 (Backfire C).
22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная дивизия, базирующаяся в городе Энгельс (Саратовская область), включает в свой состав два полка тяжелых бомбардировщиков: 121-й гвардейский с бомбардировщиками Ту-160 и 184-й полк с бомбардировщиками Ту-95МС. В составе 22-й дивизии находится 15 бомбардировщиков Ту-160 и 18 бомбардировщиков Ту-95МС.
326-я тяжелая бомбардировочная дивизия базируется в Украинке (Хабаровский край). В состав этой дивизии входят 79-й и 182-й гвардейский полки бомбардировщиков Ту-95МС. Всего на базе в Украинке находится 40 бомбардировщиков.
Здесь необходимо напомнить, что в 1990-е годы российская стратегическая авиация понесла серьезный ущерб, связанный с потерей кадров, снижением летной подготовки пилотов, повышенной аварийностью, отсутствием запчастей. О модернизации старой и поставках новой техники пришлось на время забыть. А те новые образцы Ту-160, которые поставлялись с мая 1987 года в ВВС РФ, после развала Советского Союза оказались на территории Украины, так как изначально входили в состав 184-го тяжелобомбардировочного авиаполка в Прилуках.
В январе 1992 года президент РФ Борис Ельцин принял решение о прекращении серийного выпуска Ту-160. Всего к этому времени было построено 35 самолетов. В том же году Россия в одностороннем порядке прекратила полеты своей стратегической авиации в удаленные регионы мира.
В 1998 году Украина приступила к уничтожению принадлежавших ей стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства. России удалось частично приостановить процесс. В 1999-2000 годах была достигнута договоренность, по которой Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 взамен на списание части долга по газу.
Постепенное восстановление российской стратегической бомбардировочной авиации началось лишь с началом нового тысячелетия. В мае 2000 года в состав ВВС РФ был включен новый Ту-160 (бортовой номер "07" "Александр Молодчий"). В 2002 году Минобороны РФ заключило договор с ОАО "КАПО имени Горбунова" на модернизацию 15 самолетов Ту-160. 12 апреля 2006 года было объявлено о завершении государственных испытаний модернизированных двигателей НК-32 для Ту-160.
22 апреля 2006 года экс-командующий Дальней авиацией ВВС России генерал-лейтенант Игорь Хворов сообщил, что в ходе учений группа модернизированных самолетов Ту-160 проникла в воздушное пространство США и осталась незамеченной.
5 июля 2006 года на вооружение ВВС России был принят модернизированный Ту-160, который стал 15-м самолетом данного типа (бортовой номер "19" "Валентин Близнюк"). Этот самолет был построен еще в 1986 году, но использовался для проведения испытаний в ОКБ Туполева.
17 августа 2007 года Россия возобновила полеты стратегической авиации в удаленных регионах на постоянной основе. В сентябре 2007 года ВВС Норвегии и Великобритании подняли истребители на перехват бомбардировщиков Ту-160, патрулировавших пространство над Северной Атлантикой. В начале 2008 года стратегические бомбардировщики Ту-160 принимали участие в маневрах ВМФ России в Атлантическом океане.
29 апреля 2008 года в состав 121-го Гвардейского авиационного Севастопольского Краснознаменного тяжелого бомбардировочного полка был включен новый, 16-й по счету, самолет Ту-160 "Виталий Копылов".
Таким образом, в настоящее время на вооружении ВВС РФ состоят 64 Ту-95МС и 16 Ту-160.
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС (Bear H) разрабатывался в 1950-х годах в КБ А.Н.Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось с 1984 по 1991 год на авиационном заводе в Куйбышеве (в настоящее время Авиационный завод Авиакор, город Самара). Бомбардировщик оснащен турбовинтовыми двигателями и относится к самым быстрым самолетам данного типа. Его ударное вооружение состоит из шести крылатых ракет большой дальности Х-55, размещенных в бомбовом отсеке. Вариант бомбардировщика Ту-95МС16 может дополнительно нести до 10 крылатых ракет, размещаемых на пилонах под крыльями.
Стратегический бомбардировщик Ту-160 (Blackjack) также был создан в КБ А.Н. Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось с 1984 по 1991 год и вновь с 1999-го на авиационном заводе в Казани (в настоящее время - Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова). Ударное вооружение бомбардировщика состоит из 12 крылатых ракет большой дальности Х-55, размещаемых в бомбовом отсеке. После проводимой в настоящее время программы модернизации бомбардировщики будут способны нести бомбы свободного падения и неядерные крылатые ракеты.
Крылатые ракеты Х-55 (AS-15, РКВ-500А), состоящие на вооружении дальней авиации, разработаны в МКБ Радуга (город Дубна, Московская область). Их серийное производство началось в 1983 году. За счет применения дополнительных топливных баков был разработан вариант ракеты Х-55СМ (РКВ-500Б), обладающий большей дальностью. В 1999 году были проведены испытания модернизированного варианта ракеты Х-555 (неядерный вариант Х-55). В настоящее время в России ведется работа над новой крылатой ракетой, которая по всей видимости призвана будет заменить Х-55 и ее варианты. Новая ракета в обычном оснащении стала известна как Х-101, вариант ракеты в ядерном оснащении известен как Х-102.
По тактико-техническим характеристикам и составу вооружения Ту-160 является наиболее мощным боевым самолетом в мире и значительно превосходит аналогичный американский бомбардировщик В-1В Lancer. Однако несмотря на это, их количество в составе ВВС РФ в настоящее время не позволяет обеспечивать полный контроль мирового воздушного пространства, как это делают ВВС США.
На вооружении стратегической бомбардировочной авиации ВВС США состоят бомбардировщики типов В-1В, В-2А и В-52Н (всего 181 самолет с учетом самолетов, находящихся в активном резерве при частях и в составе командования резерва ВВС). Основные силы и средства СБА сосредоточены в 8-й и 12-й воздушных армиях боевого авиационного командования ВВС США. Кроме того, эскадрилья В-52Н (восемь самолетов) из состава командования резерва ВВС базируется на авиабазе Барксдейл (штат Луизиана). Передовые авиабазы США за рубежом, на которых допускается размещение самолетов СБА: Фэлфорд (Великобритания), Андерсен (остров Гуам), Эль-Удейд (Катар), Диего-Гарсия (архипелаг Чагос).
Основным тактическим формированием стратегической бомбардировочной авиации США является тяжелое бомбардировочное авиационное крыло, на основе которого строится структура типовой авиабазы. В свою очередь, типовое авиакрыло включает штаб и четыре группы: оперативную, технического обслуживания, аэродромно-технического обеспечения и медицинскую. В состав оперативной группы входят боевые эскадрильи (одна-три) с экипажами и авиационной техникой, а также подразделения планирования и управления полетами, разведывательные и другие. Группа технического обслуживания отвечает за боеготовность авиационной техники, ее эксплуатацию и ремонт. Группа аэродромно-технического обеспечения осуществляет инженерную, материально-техническую и тыловую поддержку боевых эскадрилий, а также отвечает за охрану и оборону авиабазы.
В состав боевой эскадрильи (в зависимости от типа бомбардировщика, состоящего на вооружении крыла) входят восемь (В-2А) либо 12 (В-1B, B-52H) самолетов.
Согласно существующим планам строительства в составе стратегической бомбардировочной авиации США до 2035-2040 годов сохранятся все три типа бомбардировщиков в количестве 156 самолетов (76 В-52Н, 60 В-1В, 20 В-2А). Из них 96 бомбардировщиков (36 В-1В, 16 В-2А и 44 В-52Н) будут использоваться для непосредственного выполнения боевых задач.
По расчетам руководства ВВС США, стратегическая бомбардировочная авиация из 156 бомбардировщиков, прошедших соответствующие программы модернизации и оснащенных современными и перспективными бортовыми средствами поражения, будет способна обеспечивать потребный уровень готовности и ударной мощи воздушного компонента вооруженных сил и соответствовать предъявляемым руководящими документами по строительству американских ВС требованиям в рамках всего спектра решаемых задач.
Машины, предназначенные для непосредственного выполнения задач (96 единиц), будут базироваться на пяти основных авиабазах СБА континентальной части США: Майнот (штат Северная Дакота) - 12 В-52Н, Элсворт (Южная Дакота) - 24 В-1В, Уайтмен (Миссури)- 16 В-2А, Дайс (Техас)- 12 В-1В и Барксдейл (Луизиана) - 24 В-52Н и 8 В-52Н резерва ВВС.
Планами строительства СБА предусмотрена разработка экспериментального образца ударной платформы дальнего действия нового поколения к 2018 году. При этом условии работы по созданию платформы должны начаться не позднее 2013 года.
Таким образом, видно, что Россия, безусловно, отстает от США по силам и средствам СБА и для реализации амбициозных планов на Кубе, в Венесуэле и Алжире России необходимо первоначально задуматься о восстановлении собственного ОПК для интенсивного увеличения количества современных средств СБА. Без них нынешние геополитические войны не так уж просто выиграть. А пока нет таких возможностей, России остается только проводить информационные кампании, но, возможно, такой способ борьбы в современном информационном обществе намного эффективнее самих самолетов.