Россия
20:23, 1 августа 2008

Армия завтрашнего дня Российские вооруженные силы не откажутся от призыва как минимум до 2030 года

Проект Концепции строительства вооруженных сил РФ до 2030 года, содержание которого стало известно прессе, предусматривает сохранение обязательного призыва на военную службу как минимум в течение ближайших двух десятилетий. Вместе с тем, вооруженные силы будут комплектоваться и военнослужащими-контрактниками, как гражданами страны, так и иностранцами.

Сохранение призыва как минимум до 2030 года - новость не самая приятная. Хотя иного вряд ли кто-то ждал, поэтому и новости-то, собственно, нет. Впрочем, в сообщении "Интерфакса" также говорится о планах и впредь призывать только на год. Учитывая распространявшиеся во время последней призывной кампании слухи о перспективе увеличения срока службы, якобы и обеспечившие успех призыва, - и это хорошо.

Первая половина концепции, как сообщает "Газета" (GZT.ru), посвящена оценке геополитической роли России, вторая часть - планам конкретных преобразований в армии. Это понятно, поскольку какова роль - такова должна быть и армия. Ведь если бы военные стратеги исходили из обратной логики, то картина получалась бы совсем безрадостная.

Тут надо вспомнить обнародованную в начале июня "Стратегию социального развития Вооруженных сил России до 2020 года". Интересна она была не обещанием обеспечить всем военнослужащим доступ в интернет, а оценкой ситуации, в которой находятся вооруженные силы. В документе говорилось, что уровень профессиональной подготовки военнослужащих продолжает снижаться, условия прохождения службы не соответствуют требованиям безопасности, а более 30 процентов офицеров не соответствуют своим должностям.

Но даже если исходить из теории прав человека, армию, прохождение службы в которой не соответствует требованиям безопасности, нельзя распустить, как, например, приостанавливают деятельность предприятий по аналогичным причинам. Ведь в случае нападения или внутреннего конфликта пострадают еще больше людей.

Аргументы сторонников сохранения призыва можно понять. Бюджет страны, в том числе военный, формируется благодаря экспорту сырья, цены на которое могут в любой момент упасть, контрактникам нечего будет платить, после чего армию, если она будет состоять только из них, придется распустить и сдаться врагу. Озвучиваемая рядом экспертов и правозащитников позиция, согласно которой призывная армия не может соответствовать современным требованиям, тоже небезупречна - пример Израиля говорит об обратном.

Наконец, вызывают сомнения и предложения сделать армию "компактной". В отличие от Голландии, Россия граничит с Китаем, которому не хватает природных ресурсов, но у которого населения в избытке. Что будут делать "компактные" вооруженные силы в случае конфликта с этой страной - не понятно.

Конечно, есть теория, согласно которой в военном деле произошла революция, и теперь все решают не многочисленные дивизии с пехотой и танками, а высокоточное оружие и небольшие спецотряды. Это действительно так, но только в случае войны развитой страны с небольшой слаборазвитой. США одержали впечатляющую и практически бескровную победу над Ираком, поскольку у последнего не было ни современной ПВО, ни космических войск, ни спутников-шпионов, ни ядерного оружия. С Китаем этот номер бы не прошел, что Пекин недавно подтвердил, продемонстрировав возможность попросту сбивать вражеские спутники и нейтрализовывать тем самым высокоточное оружие, которое они наводят. А предложения противопоставить китайской армии "хорошо обученные небольшие спецотряды" еще станут сюжетом для анекдотов.

Китайские военные. Фото AFP
Lenta.ru

Но на вопрос можно взглянуть и с другой стороны. Если в Израиле, где армия тоже призывная, общество имеет возможность давить на власть и не позволять превращать солдат в бесплатную рабочую силу и объект для издевательств, то в Россия ситуация иная. Можно ли в российских условиях защитить военнослужащих иначе, кроме как сделав их всех наемными работниками, которые, в случае чего, при соблюдении определенных условий, могут просто уйти? Разве нынешнее положение дел, когда тысячи призывников гибнут и калечатся каждый год без всякой войны, противника и смысла, не является само по себе катастрофой, для прекращения которой годятся любые, пусть и рискованные, средства? Приходилось, впрочем, слышать рассказы о том, как и контрактники покорно строят генералам дачи, поскольку идти больше все равно не куда. Но, в любом случае, вряд ли нарушения прав солдат в случае перехода на контракт будут происходить также массово, как и теперь.

Руководству страны приходится, таким образом, решать, что несет наибольшую угрозу безопасности государства - переход на контрактную службу с перспективой лишиться армии при падении цен на нефть, или ожидание, пока уклонение от призыва в деградирующие вооруженные силы примет столь массовый характер, что от армии все равно мало чего останется.

Важен и такой аспект - количество призывников сокращается по объективным причинам - рождаемость ниже смертности, небольшой всплеск в последние годы демографы считают лишь следствием того, что поколение, которое теперь заводит детей, было просто более многочисленным. Усилия правительства по решению проблемы выглядят странно - ни в одной развитой стране дополнительные выплаты семьям не позволили остановить убыль населения. Непонятно, почему это должно сработать в России, руководство которой прямо заявляет, что хочет построить такое же общество, как на Западе. А в развивающихся странах, находящихся недалеко от российских границ и способных стать потенциальными противниками, численность населения, напротив, растет.

К 2030 году, который обозначен в военной концепции, сократится не только количество призывников. Судя по всему, мотивация к военной службе также ослабеет. Это притом, что и теперь она, мягко говоря, невысока. Кстати, такое развитие событий предсказывается и в "Стратегии социального развития Вооруженных сил". Причина всего этого понятна - мировоззрение общества потребления, курс на создание которого провозглашен в России, обессмысливает военную службу и привычные стандарты поведения. Много в армии все равно не заработаешь, общество же видит там лишь место вынужденного трудоустройства выходцев из неблагополучных семей. Не только не хочется идти на службу, не понятно, ради чего она вообще нужна. Даже в США, где ситуация несоизмеримо лучше, по данным статистики, ежегодно заканчивают жизнь самоубийством тысячи ветеранов.

Учитывая все это, в проекте российской военной концепции говорится о намерении внедрять в армии высокие технологии - ведь людей-то там будет становиться все меньше. Вряд ли само по себе это исправит ситуацию. Остается только надеяться, что или в западном обществе произойдут заметные перемены и вернутся прежние ценности, или в развивающихся странах победят западные стандарты и воевать, таким образом, будет просто некому.

< Назад в рубрику