На прошлой неделе командование ВВС Великобритании объявило о завершении оценочных испытаний новой управляемой авиабомбы (УАБ) с комплектом высокоточного наведения Paveway IV американской компании Raytheon. Помимо применения новых ракет на истребителях, одним из перспективных направлений использования таких УАБ являются беспилотники.
По прогнозам Forecast International в ближайшие 5-10 лет некогда мирные беспилотники все чаще будут оснащаться передовыми боевыми средствами в виде управляемых ракет классов "воздух-земля" и "воздух-воздух", а также управляемыми авиационными бомбами и кассетами. В более отдаленной перспективе следует ожидать вооружения беспилотников системами оружия, действие которых основано на новых физических принципах.
В настоящее время странами НАТО ведутся исследования по оснащению БПЛА управляемыми ракетами класса "воздух-воздух" малой ("Стингер", "Мистраль", AIM-9X) и средней (AIM-120) дальности. Из оружия класса "воздух-земля" планируется использовать авиационные управляемые ракеты с небольшими габаритными показателями (УР "Мейверик" и ПТУР "Хеллфайр"), а также управляемые авиационные бомбы (GBU-39. GBU-38, GBU-12) и управляемые кассеты (CBU-103, -104 и -105). Ориентация на такие средства поражения во многом объясняется ограниченностью массы полезной нагрузки современных БПЛА. Ожидается, что у перспективных аппаратов она будет выше. Это позволит разместить на их борту большее количество авиационных средств поражения.
В странах НАТО реализуются несколько программ по разработке средств поражения стационарных и мобильных целей с помощью БПЛА.
В США ведутся работы по оснащению неуправляемых авиационных ракет (НАР) "Гидра-70" калибра 70 миллиметров полуактивными лазерными системами наведения, что позволит значительно повысить их точность (по предварительным оценкам, круговое вероятное отклонение (КВО) может составить 1 метр). Для разработки прототипа такого вооружения командование Армии США заключило контракт стоимостью 96,1 миллионов долларов с компанией BAe Systems. В случае успешного завершения работ модернизированные НАР "Гидра-70", в настоящее время применяемые по площадным объектам, превратятся в высокоэффективное оружие, способное поражать точечные цели. При небольших массе и габаритах данный боеприпас может стать одним из основных средств поражения, применяемых с БПЛА и обеспечивающих поражение малоразмерных наземных целей.
В качестве вооружения БПЛА MQ-9 "Рипер" предложены управляемые авиационные бомбы GBU-38, а в перспективе рассматриваются GBU-39 и -40, УР AGM-65 "Мейверик" класса "воздух-земля", ПТУР AGM-114 "Хеллфайр" и, возможно, боеприпасы LOCAAS (Low-Cost Autonomous Attack System), автономные самонаводящиеся боеприпасы ВАТ (Brilliant Anti-Tank) и Viper Strike. Кроме того, вероятно, могут быть испытаны УР класса "воздух-воздух" малого (А1М-9Х "Сайдвиндер") и среднего (AIM-120) радиуса действия .
Вооружение будет подвешиваться на шести подкрыльевых точках (максимальная масса боевой нагрузки на внешних пилонах 70 килограмм, средних - 160 килограмм и внутренних -680 килограмм).
Специалисты фирмы Northrop Grumman провели серию летных испытаний БПЛА "Протеус", оснащенного балочным держателем с пневматической системой отделения бомбы (сброс бомбы Мк.82 осуществлялся с высоты 3 000 метров). Дальнейшими планами предусмотрены испытания по сбросу управляемых авиационных бомб GBU-38, GBU-39/B и УАК WCMD.
УАБ GBU-39/B представляет собой бомбу со складывающимся крылом. Благодаря своей небольшой массе и габаритам, а также высокой точности применения (КВО не хуже 3 метра) она будет использоваться для поражения стационарных и мобильных наземных целей на дальности до 100 километров с беспилотников различного типа. Наведение УАБ выполняется с помощью инерциальной навигационной системы (ИНС) с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR.
БПЛА MQ-5 "Хантер", MQ-1 "Предатор" и MQ-9 "Рипер" оснащаются боеприпасами ВАТ и Viper Strike. Они предназначены для поражения бронетехники, могут применяться днем и ночью в любых метеоусловиях. В систему наведения боеприпаса ВАТ входит инфракрасная головка самонаведения (ГСН), расположенная в носовой части, а также четыре акустических датчика, находящиеся на законцовках крестообразного крыла. Акустические датчики обеспечивают начальную идентификацию цели, а ГСН используется для точного наведения на нее. После раскрытия кассеты с помощью системы торможения и стабилизации уменьшается скорость падения боеприпаса и он занимает расчетное пространственное положение, после чего раскрывается крыло и оперение. Затем выпускается основной парашют, и начинается фаза поиска цели, после обнаружения которой парашют отстреливается и боеприпас выполняет пикирование. Подрыв боевой части осуществляется взрывателем ударного типа.
Боеприпас Viper Strike фирмы Northrop Grumman, являющийся модификацией боеприпаса ВАТ, имеет систему наведения (СН), состоящую из полуактивной лазерной ГСН. Данная СН заменяет пассивные акустические и ИК-сенсоры боеприпаса ВАТ, а остальная конструкция боеприпаса не изменена.
В 2002 году БПЛА RQ-5 "Хантер " был включен в эксперимент с ударными вертолетами "Апач", в ходе которого экипаж вертолета управлял полетом БПЛА и его бортовыми системами. В августе 2003 года были проведены аналогичные летные испытания с боеприпасами Viper Strike. Семь из них поразили семь неподвижных целей, представляющих собой технику различного типа - пусковые ракетные установки типа "Скад ", танки и легкие грузовики.
В состав вооружения БПЛА MQ-9 "Рипер " может быть включен автономный боеприпас LOCAAS. Он выполнен по нормальной аэродинамической схеме и оснащен раскрывающимся крылом и управляемым оперением. Создаются два варианта боеприпаса - с силовой установкой (СУ) и без нее. На первом планируется использовать компактный турбореактивный двигатель TJ-50 фирмы "Сандстрэнд " с тягой 0,22 килоньютонов и временем работы около 30 минут, что обеспечит дальность полета около 180 километров. Боеприпас без СУ в зависимости от высоты сброса будет иметь дальность полета до 70 километров.
Система наведения боеприпаса комбинированная. В ней используются ИНС, КРНС NAVSTAR и активная лазерная ГСН - LADAR (Laser Detection and Ranging) с диодной накачкой, проектная стоимость которой составляет 8,5 тысяч долларов. Она сопряжена с системой автоматического распознавания целей и позволяет получать трехмерное изображение объекта удара с разрешением 0,15 метров по трем осям. При одновременном обнаружении нескольких целей алгоритм обработки изображений обеспечит возможность атаки наиболее приоритетной из них. В настоящее время ведутся исследования, направленные на увеличение дальности действия этого боеприпаса.
По мнению разработчиков, усовершенствованная ГСН будет характеризоваться большей надежностью и меньшей зависимостью от метеоусловий.
В 2005 году в ВВС США были проведены работы по оснащению шести БПЛА MQ-9 "Рипер" необходимым количеством узлов подвески, на которых теперь могут разместиться 16 ПТУР AGM-114 "Хеллфайр", четыре GBU-38 или шесть УАБ GBU-12.
В настоящее время специалисты фирмы Lockheed Martin Missiles and Fire Control в инициативном порядке проводят НИОКР по созданию малогабаритной УР большой дальности SMACM (Surveilling Miniature Attack Cruise Missile). Предполагается, что данная УР будет применяться в составе вооружения БПЛА MQ-1 "Предатор" и MQ-9 "Рипер ". При этом на MQ-1 планируется подвешивать две SMACM, а на MQ-9 - восемь.
Ракета массой 113 килограмм, по расчетам американских специалистов, способна поражать как стационарные, так и мобильные цели на расстоянии 450 километров в любых метеоусловиях. Наведение на цель будет осуществляться с помощью комбинированной многоканальной ГСП.
Помимо применения различных авиационных средств поражения, многофункциональные беспилотные летательные аппараты могут использоваться для доставки в заданный район миниатюрных разведывательных БПЛА, в том числе полностью автономных.
Наиболее широким спектром вооружения будут обладать боевые беспилотники (ББЛА) многоразового применения, разрабатываемые в настоящее время по программе J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air Systems). Масса боевой нагрузки будет не менее 2 000 килограмм, а в состав вооружения планируется включить УАБ Мк.82, Мк.83 и Мк.84 JDAM (Joint Direct Attack Munition), GBU-32, -38 и -39/В, ПРР, ПКР и другие средства поражения. Кроме того, возможна подвеска автономных ложных воздушных целей ADM-160, а также контейнеров с разведывательным оборудованием и аппаратурой РЭБ.
Предусматривается размещение ПТБ во внутренних отсеках вооружения.
В дополнение к имеющемуся на сегодняшний день обычному авиационному оружию и оружию радиоэлектронной борьбы интенсивно ведется разработка оружия направленной энергии - DEW (Directed-energy Weapon), действие которого основано на принципе высокочастотного электромагнитного излучения большой мощности. Оружие направленной энергии делится на лазерное и радиочастотное - НРМ (High Power Microwaves), в том числе СВЧ-диапазона.
Под воздействием лазера происходит термический нагрев цели, вследствие чего она выходит из строя или разрушается. Поражающее воздействие СВЧ-оружия заключается в выводе из строя электронных устройств различного типа с помощью электромагнитного импульса.
Наиболее вероятный из реализуемых проектов, который может поступить на вооружение БПЛА в ближайшие годы, - это СВЧ-бомба. При ее подрыве будет происходить генерация электромагнитного импульса (ЭМИ) благодаря созданию электромагнитного поля в катушке взрывомагнитного генератора. Цель будет поражаться ЭМИ, действие которого должно распространяться на расстояние до нескольких сотен метров. Мощность ЭМИ может достигать одного гигаватта.
В дальнейшем, по мере совершенствования технологий, на БПЛА будут устанавливаться бортовые устройства, генерирующие мощные ЭМИ. При пролете аппарата над целью на малой высоте из строя будут выводиться все электронные устройства, находящиеся в полосе распространения электромагнитного импульса. В одном полете может быть выведено из строя до 100 целей.
Интенсивное вооружение БПЛА показывает, что постепенно на беспилотную авиацию возлагаются задачи, которые ранее традиционно решала пилотируемая авиация. Наряду с выполнением разведывательных функций БПЛА уже сегодня могут решать некоторые ударные задачи. В дальнейшем наличие широкой номенклатуры управляемого вооружения позволит БПЛА полноценно решать ударные задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с пилотируемой авиацией. Принимая во внимание, что полезная нагрузка беспилотников меньше чем у пилотируемой авиации, следует ожидать дальнейшей миниатюризации авиационного управляемого оружия.