В 1966 году несколько студентов Манчестерского университета осуществили один проект, который должен был бы стать лучшей шуткой ежегодной Rag Week, недели, когда студенты собирают средства на благотворительные цели. Они соорудили шестнадцать схематичных человеческих фигурок, раскрасили их, дали каждой имя и ночью расставили их в разных местах Стоунхенджа. Соль акции состояла в том, что по этим человечкам можно было легко установить, студенты какого университета столь дерзки, чтобы посягнуть на памятник неолита. Но шутку не то что никто не оценил - никто не догадался, в чем она состоит. О том, каков бывает по-настоящему тонкий английский юмор, стало известно только через 42 года.
Правдивую историю о вторжении деревянных человечков в Стоунхендж поведала миру газета The Guardian, у которой есть собственные веские причины интересоваться этим сюжетом, но об этом чуть ниже. Итак, одним февральским утром 1966 года служащие Стоунхенджа обнаружили этих самых человечков, выпиленных из фанеры или чего-то подобного, снабженных именами и фамилиями, длинными челками и лицами в стиле "точка, точка, запятая", разложенными и расставленными вокруг больших камней, из которых состоит памятник. Некоторые из них даже слегка летали: сильному ветру не мешали ни веревочки, которыми неизвестные "злоумышленники" привязали фигурки, ни мешочки с песком. Сотрудники заповедника действовали быстро: они эвакуировали пакостных человечков и сожгли их. Осмотр памятника показал, что "преступники" не оставили никаких других следов, то есть, собственно говоря, ничего не испортили.
Раздражение сотрудников заповедника легко понять: с начала XX века из года в год Стоунхендж атакуют группы неоязычников. Большинство из них занимаются разного рода камланиями или любительскими астрономическими наблюдениями, но те, кому происходящее не так интересно, оставляют автографы прямо на мегалитах, жгут костры в районе археологических раскопок, в общем, вредят. Появление раскрашенных человечков было воспринято как очередное покушение на достопримечательность, так что их уничтожение оказалось вполне закономерным.
К счастью для истории местный школьный учитель по имени Остин Андервуд приехал на место происшествия и сфотографировал человечков. Двух ему разрешили забрать домой, и он сохранил их в гараже. Но даже оценивший идею Андервуд, похоже, не догадался в чем она состояла. Возможно, он решил, что это - пародия на популярные розыгрыши вроде рисования гигантских кругов на сельскохозяйственных полях.
Фотографии Остина Андервуда обошли все британские газеты. На них было видно, что у всех человечков имена начинались на букву "B" ("Б"), а фамилия у всех была общая - Богл (Bogle). Слово "bogle" значит "пугало" или "привидение". Изображение безобидного человечка-пугала - символ благотворительной недели (Rag Week) Манчестерского университета. Человечка из года в год воспроизводят на университетских галстуках. "Богл" является еще и символом соревнования, которое из года в год проводят в университете: Bogle Stroll, "прогулки пугала", 54-мильного (86,4 километра) пешего марафона. 16 фанерных "боглов", доставленных в Стоунхендж, были снабжены узнаваемыми аксессуарами манчестерцев: деревянной колотушкой и ящичком для сбора денег.
Удивительно, но никто не увидел символики Манчестерского университета в фотографиях Андервуда из Стоунхенджа. Не узнали ее даже в газете The Guardian, которая до 1959 года называлась The Manchester Guardian.
Авторы "боглов", приехав в Стоунхендж, на всякий случай перемазали лица черной краской, чтобы их не опознали. Но опознавать их, судя по всему, было некому. Они терпеливо ждали, чтобы хоть кто-нибудь перестал возмущаться проделкой как таковой и обратил внимание на человечков, но тщетно. К тому же другая группа студентов из Манчестера в рамках все той же Rag Week ухитрилась выкрасть из лондонского зоопарка орла, что вызвало еще больший шум в прессе. Тогда-то участники акции в Стоунхендже постановили хранить свою проделку в тайне.
"Богл" в музее Археолог Джулиан Ричардс и Боб Богл
Про "боглов" вспомнили только в 2008 году, когда музей города Солсбери, что неподалеку от Стоунхенджа, начал формировать выставку "Inspired by Stonehenge" ("Вдохновлено Стоунхенджем"), посвященную истории туризма в районе памятника и новейшего его культа. Вдова учителя Андервуда подарила музею уцелевших в гараже человечков, и газетные публикации об экспозиции прочитали те, кто вырезал и раскрашивал эти фигурки. Среди них оказались инженеры, учителя, химики, бизнес-консультанты и представители других уважаемых профессий. Большинство из них даже не поддерживали отношения друг с другом со времен окончания университета. Теперь они, конечно, собираются предаться ностальгии и встретиться всей компанией. Археолог Джулиан Ричардс, один из крупнейших специалистов по Стоунхенджу, в интервью The Guardian сказал, что даже жалеет о скоропалительном решении смотрителей сжечь человечков: в конце концов, это была чуть ли не самая безобидная шутка на территории комплекса. Кроме того, он искренне радуется, что нашлось решение хотя бы одной из загадок Стоунхенджа.