Россия
15:27, 14 августа 2008

Три месяца власти Дмитрий Медведев провел на посту президента 100 дней

14 августа исполняется 100 дней с момента вступления Дмитрия Медведева в должность президента России. Присяга была принесена третьим президентом страны 7 мая. Выборы прошли 2 марта.

Три вопроса не давали покоя экспертам, анализировавшим необычный для России эксперимент, когда избранный 2 марта президент Дмитрий Медведев до 7 мая сосуществовал с действующим президентом Владимиром Путиным. Первый вопрос - действительно ли Путин намеревается отойти от большой политики и заняться экономикой на премьерском посту. Второй, вытекающий из первого, - как же будут работать вместе два лидера, не произойдет ли между ними раскола, чреватого крахом всей политической системы, выстраивавшейся в стране с начала 2000-х. В этом контексте, само собой, возникал и вопрос о том, у кого будет реальная власть - у Путина или у Медведева.

Прошедшие после смены первого лица страны 100 дней показали, что тандем Путин-Медведев действительно работает. Причем в последнюю неделю он прошел весьма жесткую проверку - Россия провела, как можно судить на основании открытой информации по состоянию на 14 августа, успешную военную операцию в Грузии. Согласованность и быстрота действий российской армии удивила американских аналитиков, а решительность Кремля - еще и российских.

До этого основной акцент в своей политике Медведев делал на борьбу с коррупцией, в особенности с той, которая мешает развитию малого бизнеса. Появилось даже предположение, что сфера ответственности президента в экономике этим и ограничена, в то время как вопросы, связанные с крупным бизнесом, решает премьер. Критика Путиным действий компании "Мечел" и невмешательство президента в этот вопрос дают некоторые основания для такого вывода. Призыв президента "не кошмарить бизнес" вряд ли относился к премьеру. Скорее, он касался все тех же "перегибов на местах", мелкого начальства и лишь произнесен был не совсем вовремя.

Владимир Путин. Фото AFP
Lenta.ru

Среди вопросов, заявленных Медведевым в качестве приоритетных, была также судебная реформа, перевод экономики на инновационную модель развития и решение социальных проблем. Но 100 дней - слишком небольшой срок, чтобы делать какие-то выводы относительно намерений президента в этой области. Интереснее то, что Медведев, очевидно, по согласованию с Путиным, отдав приказ о начале военной операции, поставил политику на первое место по сравнению с экономикой. После ввода российских войск в Южную Осетию акции "Газпрома" на РТС подешевели на 7,16 процента, "Роснефти" - на 9,87 процента, Сбербанка - на 7,78 процента. Если вспомнить, с какой трепетностью российское руководство относится к экономическому росту, можно представить, как нелегко далось такое решение.

Начало проведения РФ активной внешней политики стало, наряду с укреплением тандема Путин-Медведев, главным итогом 100 дней нового президента. До сих пор многократно анонсированное возвращение России на мировую арену ограничивалось риторикой и выглядело блефом на фоне вступления в НАТО Прибалтики в 2004 году и готовившегося чуть ли не в декабре этого года принятия туда же Украины и Грузии. Если бы Медведев не решился начать военную операцию, итогом его первых 100 дней стал бы окончательный уход РФ с мировой арены в качестве региональной державы и признание полного бессилия Кремля. Казалось, что так и будет. Но вышло иначе.

Надежды западных политиков на то, что Медведев будет мягче Путина, не оправдались. Подобный феномен известен - считающийся либеральным политик, дабы не прослыть слабым, должен действовать особенно жестко. А ведь еще недавно казалось, что внешнеполитическая деятельность нового президента будет ограничиваться рукопожатиями и улыбками на международных форумах.

Судя по всему, внешнюю политику Путин, как и обещал, действительно передал в компетенцию Медведеву. Хотя решение о начале операции в Грузии не могло приниматься президентом в одиночку. Ответ на интригующий вопрос, у кого власть, состоит, таким образом, в следующем: Медведев не может принять решение, против которого резко выступил бы Путин, точно так же, как и премьер не будет проводить политику, против которой недвусмысленно возражал бы президент.

Преемственность курса соблюдается, в том числе, и в вопросах конструирования политической системы страны. Никаких "послаблений" и либерализации политического режима незаметно. Государственные СМИ продолжают доминировать в российском информационном поле, что не позволяет оппозиционным партиям надеяться на победу на выборах какого бы то ни было уровня. Признаков отказа от использования в ходе избирательных кампаний административного ресурса также не заметно. Рубить сук, на котором сидит, российское руководство не будет, а потому и спорить Медведеву с Путиным здесь особо не о чем.

В общем, 100 дней Медведева были довольно удачными, особенно в свете последних событий. Можно, конечно, возразить, что большая Россия не могла проиграть войну маленькой Грузии. История, однако, показывает, что нет такой войны, которую нельзя было бы проиграть. Чего стоит хотя бы неспособность Израиля разгромить боевиков "Хизбаллы" два года назад. Так что пока Медведев успешно доказывает свое право быть главой государства.

Вместе с тем очевидно, что на этом испытания для нового президента страны не закончились. Они, напротив, только начались. Отношения с Грузией испорчены в степени, которую недавно еще трудно было представить. А Грузия и по населению, и по территории, безусловно, является более важным государством, чем непризнанные республики, на защиту которых встала Россия.

Кроме того, Запад забеспокоился не на шутку. И хотя к силовым мерам ни Вашингтон, ни Брюссель, очевидно, не прибегнут, все же какие-то меры в отношении Москвы они должны будут принять. Например, еще больше затруднят доступ российского бизнеса в свои страны и активизируют работу с антироссийскими сегментами политических элит в СНГ. Ситуация, в которой оказалась РФ, требует от руководителя страны способностей намного выше средних. Продемонстрирует ли их новый президент - посмотрим.

< Назад в рубрику