В борьбу за понижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) включился государственный сектор экономики. Гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов направил премьер-министру РФ Владимиру Путину письмо с требованием снизить ставку до 12 процентов. По его мнению, машиностроительная отрасль задыхается от налогового бремени. В свою очередь оппоненты Чемезова настаивают на том, что снижение НДС нанесет непоправимый урон российской бюджетной системе, особенно в свете очередной пенсионной реформы.
Дискуссия о необходимости снижения самого коррупционного, как выразился глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов, налога началась в феврале 2008 года с выступления Владимира Путина на заседании Госсовета. По всей вероятности, желание ввести послабления было связано не только с необходимостью облегчить жизнь российской перерабатывающей промышленности, но и с некоторыми громкими делами, так или иначе связанными с нарушениями правил выплаты НДС. Конкретные цифры снижения с нынешних 18 процентов (некоторые товары облагаются 10-процентным налогом, а экспортеры его вообще не платят) тогда не назывались, хотя некоторые горячие головы предлагали и вовсе ликвидировать этот фискальный инструмент, заменив его налогом с продаж.
Первыми, кто выступил в поддержку снижения налогов, были отечественные предприниматели, представленные сразу несколькими ассоциациями. Они предлагали уронить ставку сразу до 10 процентов, сравняв ее с размером налога для "привилегированных" групп товаров. Однако эта идея была жестко заблокирована главой Минфина Алексеем Кудриным, "злым гением" новой налоговой реформы. Впоследствии начался торг, к которому подключилось на стороне предпринимателей Минэкономразвития и экспертное управление президента. Они определили будущую ставку на уровне 12-13 процентов, но вновь Кудрин оказался непреклонен, выдвигая все новые и новые возражения против изменений.
Хотя Кудрин и считается экономическим либералом, в данном вопросе он отнюдь не по-либеральному настойчиво выступает против всяких нападок на НДС. И его слушают, несмотря на то, что обратного взгляда на ситуацию придерживается сам премьер-министр. Возражения Кудрина очевидны. Бюджет потеряет значительную часть своих поступлений. Оценки высказываются самые разные, но в основном колеблются в районе 2 процентов ВВП, или 700-800 миллиардов рублей в год.
По мнению главы Минфина, снижение налога сильнее всего ударит по системам образования и здравоохранения, а также по пенсиям. Дело в том, что параллельно планируется провести реформу единого социального налога, в результате которой Пенсионный фонд будет еще сильнее зависеть от бюджетной поддержки. А вот ее-то может и не хватить, поскольку государство, вероятно, не сумеет компенсировать выпадающие доходы даже за счет поступлений от нефти и газа.
Кудрин пугает и ростом инфляции вкупе с перегревом отечественной экономики, поскольку спрос в стране и так сильно превышает предложение (что выглядит довольно странным с учетом того, что при понижении налогов объемы производства должны вырасти). Наконец, по мнению главного финансиста страны, от реформы выиграют лишь некоторые предприятия, но совершенно не те, на которых рассчитывают в правительстве. Все сливки должны собрать торговля, транспорт и связь, но эти сферы и так развиваются неплохо.
Международные финансовые институты, включая МВФ и Всемирный банк, поддерживают Кудрина в его попытках не допустить снижения налога. В частности, МВФ считает разумным сокращать налог на прибыль или единый социальный налог, а все проблемы, связанные с НДС, вызваны, по мнению экспертов фонда, плохим налоговым администрированием.
Сторонники снижения налога выдвигают самые разные аргументы в поддержку своей точки зрения. В частности, в Минэкономразвития не считают чем-то ужасным потери в бюджете на первых порах. В первую очередь потому, что собираемость налога вырастет (называется цифра выигрыша в 0,6-0,7 процента ВВП), что частично компенсирует недостачу. Кроме того, за счет интенсивного роста экономики государство получит возможность собирать большее число налогов, нежели в том случае, если НДС останется на прежнем уровне. В результате к 2012 году все негативные последствия от снижения сойдут на нет.
Многие наблюдатели ссылаются на тот факт, что профицит бюджета составляет намного больше, чем 800 миллиардов рублей, обещанных министром в качестве потерь. Правда, значительная часть из этого профицита относится к нефтегазовым доходам, а их некоторые чиновники считают "священной коровой" российского бюджета.
Теперь к обсуждению вопроса вокруг НДС подключились и предприятия госсектора. Сергей Чемезов требует решить вопрос о налоге "как можно быстрее". "У летчиков есть понятие "точка принятия решения", - цитирует письмо гендиректора "Ростехнологий" "Коммерсант", - После прохождения этой точки остановить взлет самолета уже невозможно". Красочное иносказание лишь констатирует тот факт, что без ослабления налоговой удавки Россия окончательно превратится лишь в поставщика энергоресурсов на мировой рынок.
Минэкономразвития поддерживает Чемезова, отмечая, что основные поступления налога в бюджет идут как раз от несырьевых секторов, обеспечивая до 60 процентов поступлений. А вот торговля приносит только 6 процентов. Поэтому наибольшую пользу от снижения НДС получит обрабатывающая промышленность.
РСПП также одобрил высказывание Чемезова, считая, что сокращение ставки способно обеспечить структурные изменения в экономике за счет стимулирования инвестиций на развитие производства. В том числе, отмечают в союзе, она поможет и углубленной переработке в самой нефтегазовой индустрии. Известно, что на бензине можно зарабатывать гораздо больше, чем на сырой нефти, и такая прибавка для нефтяных компаний лишней не будет. Высокотехнологичной отрасли это снижение и вовсе нужно как воздух.
Для того, чтобы сбалансировать бюджет, промышленники предлагают принять дополнительные меры, включая стимулирование инвестиционного процесса. В таком случае потери от недоимки в казну удастся быстро компенсировать и в итоге свести к нулю.
Окончательного решения по вопросу, вызывавшему столь ожесточенные споры в высших эшелонах власти, осталось ждать недолго. Предложения по сокращению НДС включены в Концепцию развития России до 2020 года, разработанную Минэкономразвития. Рассмотрение концепции состоится 11 сентября. Если руководство страны даст добро на преобразования, налог начнут снижать, вероятно, уже в 2009 году.