Покупаем и развлекаемся
Сегодня торговые центры перестают быть исключительно местом покупок, постепенно превращаясь в центры досуга. С каждым годом наличие развлекательной составляющей становится все более выгодным для успешного функционирования торгового центра. Но большинство развлечений однообразно: кинотеатр, зона игровых автоматов и боулинг – вот практически стандартный набор для любого ТРЦ.
Поэтому, как отмечает директор департамента консалтинга и исследований компании "Миэль–КН" Айдар Галеев, инвесторы многофункциональных центров сегодня готовы сотрудничать с любыми операторами, предоставляющими развлекательный сектор, ибо разнообразие превыше всего.
Развлекательные площади являются не самым прибыльным для девелопера форматом. Они призваны привлекать потенциальных покупателей. Поэтому большинство девелоперов отводит под развлекательную зону 15-20 процентов арендуемой площади здания уже на этапе проекта. С каждым годом девелоперы убеждаются в том, что высокий процент развлекательной площади в торговом центре увеличивает поток покупателей на 20-30 процентов, поэтому соотношение развлекательной и торговой зон постепенно меняется в пользу первой.
Самые-самые
"Лента.Ру Недвижимость" составила рейтинг торгово-развлекательных комплексов, расположенных в пределах МКАД и на кольцевой дороге, с самой разнообразной развлекательной составляющей. Рейтинг составлен с помощью аналитиков компаний "Миэль – КН", Colliers International, Smart property и УК "Финансы и недвижимость".
При составлении рейтинга мы не опирались на площадь развлекательной зоны, так как более существенным показателем сочли количество развлекательных "опций" предлагаемых посетителям. Зона фуд корта, а также кафе и рестораны в качестве развлекательной составляющей не учитывались.
Конечно, представленный рейтинг, как и большинство исследований на рынке недвижимости субъективен. Некоторые опции неравнозначны, и сравнивать зону игровых автоматов с аквапарком некорректно, но мы взяли на себя смелость принять за главный критерий разнообразие, так как для человека на отдыхе – это важнее всего.
Игровые автоматы. Фото с сайта diamondarm.ru
Самым развлекательным из всех торговых единодушно признан торговый центр "Европейский" на площади Киевского вокзала. В нем наиболее широко представлены всевозможные развлекательные опции: 9-зальный кинотеатр "Европа", развлекательный центр "Игромакс", каток, ролликодром, скейт парк, фитнес центр, wellness-центр и spa-курорт с бассейном Rixos Royal Spa.
Второе место занимает "Мега-Белая Дача", расположившаяся на 14-м километре МКАД. Среди развлечений, которые центр предлагает посетителям, 15-зальный мультиплекс, ледовый каток, центральная сцена, парк развлечений Crazy Park, развлекательный центр "Космик", детский игровой центр "Транс-форс".
Третье место делят расположенный на МКАД "Вэйпарк" и его северный сосед "Ашан Сити" на Правобережной улице, 1Б. В этих торговых цетрах одинаковое количество развлекательных опций, но разный состав. В "Вэйпарке" 16-ти зальный мультиплекс, ледовый каток, центр развлечений "Игромакс", развлекательный центр "Космик", ледовый каток, парк экстремальных развлечений X-Park, а в "Ашан Сити" - 5-зальный киноплекс, парк развлечений Crazy Park, развлекательный комплекс семейного досуга Star Galaxy, клуб спортивного мини-гольфа "Минирос" и game-zona.
На четвертом месте расположились сразу четыре участника рейтинга. Это "Атриум" на Земляном Валу, "Ашан Капитолий" на проспекте Вернадского, "Глобал Сити" (вторая очередь) на Кировоградской и XL 1 на Дмитровском шоссе. Во всех вышеперечисленных объектах по четыре развлекательных опции. Из особенностей можно отметить оригинальность игровой зоны ярмарочного типа с достаточно крупным аттракционом в "Глобал Сити", Star Galaxy в XL, фитнес-клуб с бассейном в "Капитолии" и казино "Миллион" в "Атриуме".
Замыкает рейтинг "самых развлекательных из всех торговых" группа ТРЦ, в которых действует по три крупных развлекательных опции. Объекты различаются по общей и развлекательной площади и по их соотношению. Это "Щука" на Щукинской, 42, "Облака" на Ореховом бульваре, "Фестиваль" в Олимпийской деревне.
Развлекательная перспектива
Однако не стоит забывать, что рынок торговой недвижимости подвижен и изобретателен. И картинка может быстро поменяться. Генеральный директор компании Smart property Константин Королев напоминает, что в скором будущем на московском рынке появятся несколько новых проектов, развлекательная зона в которых станет уникальной для российской столицы.
В первую очередь, из заявленных комплексов выделяется "Океанариум" (реализует компания "Марин Гарденс"), который расположится на территории Парка Победы на Поклонной Горе. Проект этого многофункционального образовательно-развлекательного комплекса разработан и реализуется при поддержке правительства Москвы в рамках программы развития туризма в столице.
Проект "Океанариума" с сайта moscowoceanpark.com
Планируется, что это будет всесезонный тематический парк с выраженной развлекательно-образовательной концепцией, главным элементом которого станет аквариум. В экспозициях с морской и пресной водой будут представлены все океаны мира и многие виды рыб. Первую очередь комплекса (аквариум) планируется сдать в 2009 году. Завершение строительства планируется в 2011 году.
Другой новый проект - "Каширский молл" (группа Крокус и Европейский банк реконструкции и развития) на пересечении Каширского шоссе и МКАД. В качестве развлекательной составляющей разработчиками проекта заявлены парк аттракционов, кинотеатр-мультиплекс, зона семейного отдыха, боулинг, каток, рестораны, кафе, бары. Декор развлекательной зоны будет выдержан в стилистике разных этнических культур - от пространства восточного базара до улицы токийского района Гинза.