Во вторник, 19 августа, Россия и Грузия обменялись пленными. России переданы пять человек, в том числе двое сбитых летчиков, Грузии - пятнадцать, из которых двое - гражданские лица. Обе стороны обязались продолжать поиски и обмен пленных и вновь обвинили друг друга в обмане и нарушении договоренностей.
Обмен состоялся в деревне Игоети, где стоят как российские, так и грузинские части, примерно в 45 километрах от Тбилиси. Сообщается, что некоторых пленных переносили на носилках. Ранее сообщалось, что двое российских летчиков (полковник Игорь Зинов и майор Вячеслав Мальков), которые катапультировались после того, как их самолет Ту-22М3 был подбит над территорией Грузии, находились в госпитале, причем у одного из них - травма позвоночника. С ними встречались представители Красного Креста, они смогли передать записки своим родственникам.
После обмена россияне сначала были доставлены вертолетом в Цхинвали, а оттуда переправлены во Владикавказ в госпиталь. Что касается грузин, то семеро из них госпитализированы. Директор Национального медицинского центра Заза Синауридзе заявил: "У троих тяжелые повреждения, в том числе огнестрельные ранения с повреждением кости. В основном наблюдаются повреждения головы и грудной клетки, полученные в результате ударов тупым предметом. Также переломы и ожоги рук".
Некоторые грузинские военнослужащие сразу после обмена заявили журналистам, что в плену их били и оскорбляли. С россиянами корреспондентам поговорить не удалось.
О российских летчиках известно, что они служат в Энгельсской авиадивизии (Саратовская область). Находясь в плену, они утверждали, что выполняли разведывательную миссию, хотя Ту-22М3 - это дальний бомбардировщик, а не разведчик. В госпитале в Тбилиси их посещала супруга грузинского президента.
13 августа, на следующий день после объявления президента России Дмитрия Медведева о завершении "операции по принуждению Грузии к миру", российские телеканалы демонстрировали видеозаписи, как следователи Следственного комитета при Генпрокуратуре допрашивают грузинских пленных в госпитале во Владикавказе. В России, как известно, возбуждено уголовное дело по факту массовых убийств в Южной Осетии. Предполагается, в частности, что к ответственности может быть привлечен президент Грузии Михаил Саакашвили.
Правовой статус тех, кого обменяли Россия и Грузия, довольно запутан. С одной стороны, официально две страны не находились в состоянии войны, соответственно, не может быть и официальных военнопленных. Но с другой, обмен пленных по системе "всех на всех", подобный тому, который состоялся между Россией и Грузией, - обязательное условие любого мирного соглашения, которое заключается после войны. Пока продолжались боевые действия, в российском Генштабе предпочитали говорить о "задержанных" грузинских военнослужащих. Впрочем, рассказывая об уже состоявшемся обмене на брифинге 19 августа, замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын уже свободно употреблял слово "пленные".
Обмен пленных должен был состояться еще 18 августа, но был сорван. Россия и Грузия обвинили в этом друг друга. Российские военные заявили, что грузины выдвинули дополнительные политические и военные требования. Грузия, со своей стороны, утверждала, что Россия представила неполный и неточный список пленных. В первоначальном варианте российского списка было двенадцать имен, в окончательном стало пятнадцать.
Ноговицын сообщил, что, по заявлениям грузинской стороны, все российские пленные возвращены на родину. При этом он не исключил, что в дальнейшем грузины будут требовать вернуть им еще кого-то. По сведениям грузинской стороны, Россия удерживала в общей сложности 80 грузинских иностранных граждан. Ноговицын, в свою очередь, утверждал, что Грузия удерживает 12 российских военнослужащих. Министерства иностранных дел России и Грузии подписали протокол, обязывающий обе стороны продолжать поиск и обмен пленных.