Упал на взлете

В Испании произошла крупнейшая за 23 года авиакатастрофа

В среду, 20 августа 2008 года, в мадридском международном аэропорту "Барахас" потерпел крушение пассажирский самолет McDonnell Douglas MD-82 авиакомпании Spanair. Самолет упал при взлете и загорелся. Жертвами аварии стали по меньшей мере 153 человека, спастись удалось лишь 19 пассажирам авиалайнера. Крушение самолета Spanair стало крупнейшей авиакатастрофой в Испании с 1985 года. Власти Испании объявили трехдневный траур.

Первые сообщения с места событий не подразумевали столь серьезной аварии и такого большого количества жертв. Говорилось, что пассажирский самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. Число пострадавших оценили в несколько десятков, а погибших и вовсе, по первоначальным подсчетам, было всего двое.

Когда из Мадрида поступила новая информация, стало ясно, что эта авария, мягко говоря, несколько серьезнее, чем обычный выезд за пределы ВПП, о которых СМИ пишут по несколько раз в неделю. Выяснилось, что самолет при падении развалился на несколько частей, возник серьезный пожар, жертвами которого могли стать до 50 человек. Спустя несколько часов испанские власти подтвердили, что число жертв авиакатастрофы увеличилось до 153 человек. 19 пассажирам удалось спастись, однако несколько выживших находятся в критическом состоянии.

По имеющимся данным (а информация о катастрофе спустя сутки после аварии поступает пока что только приблизительная), во время взлета у самолета загорелся (по другим данным - взорвался) левый двигатель. В любом случае, после поломки экипаж не смог справиться с управлением, самолет рухнул. Горящие обломки лайнера тушили 70 человек.

Большая часть людей, находившихся в самолете, сгорели заживо – так, по крайней мере, утверждают спасатели, работавшие на месте катастрофы. Они, к слову, в беседах с журналистами были довольно щедры на шокирующие подробности о случившемся. Мы же в эти подробности вдаваться не будем, и приведем лишь несколько предварительных версий аварии.

Их в настоящее время две. Первая – это техническая неисправность. Самолет McDonnell Douglas был в эксплуатации на протяжении 15 лет. Представители Spanair утверждают, что последняя плановая проверка лайнера была проведена в январе 2008 года, и никаких технических неисправностей выявлено не было.

При этом диспетчер мадридского аэропорта в беседе с корреспондентом британской The Times заявил, что незадолго до аварии самолет как минимум дважды не смог взлететь из-за неполадок. Речь шла, в частности, все о том же левом двигателе, из-за неисправности которого пилотам не удалось поднять самолет в воздух. Однако поломку, как утверждали представители аэропорта, устранить удалось.

В качестве второй версии аварии рассматривается человеческий фактор. К этой гипотезе склоняется ряд экспертов, опрошенных журналистами. Специалисты сходятся во мнении, что McDonnell Douglas – надежная машина. Даже при той поломке, которая, как предположительно, и стала причиной катастрофы, у пилотов была возможность посадить лайнер и избежать жертв, уверен редактор авиационного журнала Flight International Дэвид Лермонт.

Сторонники этой версии вспоминают относительно недавний инцидент в США – в сентябре 2007 года самолет MD-82 авиакомпании American Airlines загорелся после взлета. Тогда экипажу удалось посадить лайнер, в результате никто не пострадал.

О том, какая из этих версий верна, мы узнаем не раньше, чем будут расшифрованы черные ящики (оба из которых уже найдены). То есть через несколько недель. Тем временем власти уже доложили о том, что были идентифицированы останки 14 погибших пассажиров. Также руководство аэропорта пытается установить, были ли на борту рухнувшего лайнера немецкие туристы - рейс Spanair был спаренным с Lufthansa, так что не исключено, что в числе погибших может быть много граждан Германии.