25 августа обе палаты российского парламента - Совет Федерации и Госдума - единогласно приняли обращения к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Лидеры этих республик выступили перед сенаторами и депутатами с соответствующими заявлениями. Российские парламентарии также обратились к парламентам государств-членов ООН с аналогичным предложением.
Противники признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии неоднократно подчеркивали, что Москва окажется в дипломатической изоляции, поскольку ее примеру не последуют другие крупные державы. Действительно, если вместе с США независимость Косово подтвердила почти вся Европа, то за РФ, если она официально объявит об установлении дипломатических отношений с двумя кавказскими республиками, вряд ли кто-то последует, кроме стран вроде Венесуэлы, Кубы, может быть, каких-то арабских государств, и, возможно, нескольких стран СНГ. Китай вряд ли пойдет за РФ, поскольку ситуация с выходом Южной Осетии и Абхазии из состава Грузии напоминает отделение Тайваня от самого Китая. По той же причине, а также чтобы не потакать Вашингтону, Пекин отказывался признать независимость Косово.
Таким образом, признав Абхазию и Южную Осетию, РФ подтвердит очевидное - Москва является единственным гарантом существования этих республик. Интрига в том, что официальное признание станет еще одним публичным вызовом тому мировому порядку, который принято называть однополярным. РФ открыто противопоставит себя западному сообществу - США и ЕС. Кроме того, отношения с Грузией в этом случае будут испорчены окончательно. Впрочем, бомбардировки грузинских военных объектов на всей территории этого государства были еще большим вызовом этому порядку и ударом по отношениям с Тбилиси.
Сохранявшаяся прежде двойственность в позиции РФ, защищавшей независимость двух кавказских республик, но не признававшей ее, была в каком-то смысле удобна Москве. Западу сложно было предъявить России неопровержимые доказательства покушения на территориальную целостность соседнего государства и империалистических устремлений. С другой стороны, РФ не могла иметь непосредственно в регионе военные силы, достаточные для отражения нападения Грузии, за что пришлось расплатиться жизнями миротворцев, десятков солдат и, видимо, сотен мирных жителей. Безусловно, правы российские "ястребы", настаивающие на том, что войны бы не произошло и сотни людей остались бы живы, если бы Москва давно признала независимость Абхазии и Южной Осетии и разместила там полноценные воинские контингенты. Однако подобный ход до последних событий вызвал бы бурю протеста на Западе, в то время как теперь раздраженные голоса будут звучать немного тише.
Сейчас двойственность в подходе к проблеме, вероятно, будет воспроизведена Москвой на новом уровне. Если раньше формально РФ признавала целостность Грузии, но не давала Тбилиси захватить республики силой, то теперь Россия может, признав независимость Южной Осетии и Абхазии, фактически включить их в состав РФ. И опять же Западу будет трудно однозначно доказать захватнический характер российской политики, поскольку формально ничего к России не присоединится.
Относительно того, в каком положении окажется Грузия в случае формального признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии высказываются противоположные мнения. С одной стороны, Тбилиси опять выставит себя в качестве жертвы огромного и агрессивного соседа, получив тем самым дополнительные симпатии населения западных стран и их руководства. С другой - РФ сможет заключить с новыми признанными государствами соглашения о военном сотрудничестве (президент Абхазии попросил об этом прямо на заседании Госдумы 25 августа) и разместить там такие контингенты, которые сделают для Грузии силовое решение проблемы технически неосуществимым. Иными словами, Тбилиси выиграет очередной раунд информационной войны, но опять проиграет в реальном мире.
В любом случае, РФ не станет "страной-изгоем", если только в мире не произойдет других, кардинальных изменений. Данный термин США применяют к государствам, в которых хотят сменить неудобный им режим, в том числе и силовым путем. Проделать это с Россией не так-то просто. Да и не может стать изгоем страна, занимающая седьмую часть суши и входящая в блок с Китаем, вторым по силе государством на планете. В Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) - российско-китайский политический союз, включающий также среднеазиатские страны, стремятся и Индия, и Пакистан (главный союзник США в своем регионе).
Претензии Вашингтона на единоличное решение всех мировых проблем во многих столицах считают чрезмерными. Не согласны с ними также ряд американских политиков и политологов. У Америки достаточно проблем и без того, чтобы окончательно рассориться с Россией. Поэтому реакция на признание Москвой Абхазии и Южной Осетии будет, вероятно, жесткой по форме, но расплывчатой по смыслу. Важно и то, что Западная Европа, традиционный союзник США, в отличие от советских времен, не чувствует угрозы со стороны Москвы, и, по большому счету, может внутренне смириться с российской позицией по кавказским республикам. В общем, возвращение России на мировую арену в качестве влиятельной региональной державы состоялось. Надолго ли - не ясно. Ведь если цены на российское сырье упадут, Москве придется идти по знакомому маршруту - Парижский клуб, Всемирный банк, взаимовыгодное сотрудничество с НАТО.