Да здравствует монетизация

SUP вернул в ЖЖ базовые аккаунты и развесил по дневникам очень заметные баннеры

В ночь на 29 августа администрация ЖЖ вернула пользователям базовые аккаунты, исчезнувшие в марте 2008 года. Теперь на их страницах незарегистрированным пользователям будет показываться реклама. И именно реклама стала новым поводом для волнений блогеров.

Базовые аккаунты в ЖЖ по-прежнему нельзя будет зарегистрировать - в процессе регистрации уже вообще нельзя выбрать тип учетной записи. Однако можно будет понизить статус зарегистрированного аккаунта до базового. Например, из духа противоречия. Можно предположить, что новые пользователи вряд ли воспользуются этой функцией. Чтобы разобраться, почему нельзя было просто вернуть регистрацию, надо обратиться к истории вопроса.

Базовый аккаунт - бесплатный ЖЖ без рекламы с ограниченными возможностями - существовал в ЖЖ с момента основания. Он лежал в основе бизнес-модели ресурса. Владельцы платных дневников кроме дополнительных возможностей своего блога фактически оплачивали удовольствие от чтения контента, создаваемого бесплатниками.

Затем бизнес-модель серьезно поменялась - пользователям предложили так называемые "улучшенные" аккаунты, где дополнительных возможностей было больше, чем в базовых, а вместо абонентской платы показывалась реклама. Получалось, что LiveJournal переходит на традиционное для интернет-ресурса извлечение прибыли при помощи баннерной рекламы.

Пока речь шла о привлечении абонентов, владельцев базовых аккаунтов не трогали. Как только в ЖЖ появились баннеры, базовые аккаунты оказались страницами, на которых нельзя заработать рекламных денег.

Следующим шагом по монетизации трафика ЖЖ стал отказ от регистрации базовых аккаунтов. С середины марта завести можно было только "улучшенный" или "платный" ЖЖ, а чуть позже каждый новый ЖЖ по умолчанию становился "улучшенным" рекламой. Все это привело к однодневному международному бойкоту ЖЖ, извинениям администрации, обещаниями подумать и, наконец, предложением четырех возможных схем возврата базовых аккаунтов.

Все эти схемы так или иначе предлагали компромиссы, в ходе которых либо владельцы, либо читатели базовых ЖЖ и сообществ все-таки просматривали бы рекламу. Тут надо понимать, что LiveJournal - частная компания и в первую очередь речь шла о том, какой вариант экономически выгоднее.

Почему так

Итак, с 29 августа рекламу в базовых аккаунтах будут видеть все незалогиненные пользователи ЖЖ. Это решение легко объяснимо.

Еще в марте компания SUP рассказала на конференции "Интернет и бизнес" о том, что рост числа активных блогеров за год составил 0 процентов, а общее число посетителей (то есть - читателей) выросло в полтора раза. Таким образом, ЖЖ - это уже не блогохостинг. Это огромная газета, которую активно (по 10 страниц за заход) просматривают читатели. Многие из них могут писать в LiveJournal, но не хотят.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что рекламу в базовых аккаунтах увидят только незарегистрированные пользователи - это 90 процентов от месячной аудитории (в месяц ЖЖ посещает 10 миллионов человек, из которых логинится миллион).

Незарегистрированным пользователям начали показывать довольно приметные баннеры 300 на 250 и блок рекламных ссылок. Они располагаются в конце первой записи в ленте дневника, либо в конце любой записи, открытой на отдельной странице. То есть баннеры увидят все незалогиненные пользователи, которые получат по "аське" ссылку на интересный ЖЖ или интересную запись. Так как записи в ЖЖ обычно довольно короткие, баннеры почти гарантированно оказываются на первом же экране.

Многие пользователи ЖЖ восприняли новый формат рекламы резко отрицательно - это, в частности, объясняется тем, что из-за лени некоторые из них читают дневники незалогиненными и получают свою порцию баннеров в полном объеме.

Кое-кто даже напомнил SUP об однажды состоявшемся бойкоте сервиса. Как пишут пользователи, "проблема с этим типом рекламы в том, что она МЕНЯЕТ контекст постов".

Те, кому бойкоты уже надоели, изыскивают способы не видеть рекламу в базовых аккаунтах. Самый простой из них - залогиниться. Ну а те, кого называют "лидерами мнений", например, Артемий Лебедев, просто высказали все, что они думают об инициативе администрации.

И тут начинается самое интересное. Как говорилось выше, число блогеров не растет, а читателей - наоборот. Это, в частности, означает, что политику сервиса определяют читатели.

Это может звучать для владельцев ЖЖ странно, но многие из тех, кто читает дневники, не логинясь, воспринимают запись в LiveJournal как просто еще одну страницу. На ней могут быть баннеры, рекламные ссылки, даже тяжелая флэш-анимация, предлагающая купить стиральный порошок.

Новый формат баннеров может показаться им немного агрессивным, но вряд ли настолько, чтобы не открывать присланные друзьями ссылки на ЖЖ и не смотреть рекламу, рекламу, рекламу.

Да здравствует монетизация.