"Дело Мечела", приведшее к резкому падению российского фондового рынка и пересмотру правил на сырьевом рынке, длилось менее полутора месяцев. За это время премьер-министр Владимир Путин успел пообещать "зачистить" компанию, антимонопольщики – ее оштрафовать, а сама компания – снизить цены на свою продукцию.
Впервые с критикой металлургической группы "Мечел" Владимир Путин выступил 24 июля 2008 года, причем форма этой критики многих поразила. В своей короткой речи премьер-министр разгневался не только на деятельность компании, но и на то, что ее главный акционер и глава Игорь Зюзин неожиданно заболел. "Собственника, руководителя пригласили, а он вдруг заболел. Конечно, болезнь есть болезнь, но думаю, что ему нужно как можно скорее выздороветь. Иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы", - заявил Путин.
После этого премьер не только не стал мягче к "Мечелу", но и несколько раз повторил свои тезисы, немного добавив к ним конкретики. По словам Владимира Путина, металлургическая компания использовала западные офшоры для снижения налогооблагаемой базы и продавала коксующийся уголь за рубеж по низким ценам, а российским потребителям – по высоким, создавая на внутреннем рынке искусственный дефицит.
Через несколько недель, когда стало понятно, что "Мечел" отделается крупным штрафом и пересмотром своих контрактов, Владимир Путин называл свои заявления в адрес компании "ручным управлением", которым пришлось воспользоваться в отсутствии четкой системы регулирования конкуренции.
Именно сама возможность такого "ручного управления" в условиях рыночной экономики настолько обеспокоила инвесторов на финансовых рынках, что они поспешили начать распродажу не только металлургических активов в России, но и всех других. Ведь введение "ручного управления" в одной отдельно взятой компании означает возможность принятия таких же мер и по отношению к любому другому крупному активу – от государственных "Газпрома" и "Роснефти" до независимых "Норильского никеля" и "Лукойла".
Кроме того, инвесторы стали вспоминать "дело ЮКОСа", приведшее к закрытию внутренних офшоров и предрекали начало активной борьбы с офшорами внешними. Впрочем, на этом параллели с самым громким банкротством в России закончились: слишком уж различен был как масштаб компаний, так и их владельцев.
Критика "Мечела" со стороны Путина ударила не только по бизнесменам и финансистам, но и по чиновникам. Ведь фактически премьер выполнил работу антимонопольщиков, рассказав о том, как "Мечел" завышает цены и манипулирует рынком.
Именно поэтому Федеральная антимонопольная служба (ФАС) принялось за "дело Мечела" с особой тщательностью. Чиновники, которых Путин пообещал в июле уволить за отсутствие решений по демонополизации рынка авиатоплива, сразу же возбудили дела против еще двух угольных компаний - "Распадский уголь" и "Евраз Холдинг".
Уже через две недели после выступления Путина антимонопольщики нашли наказание для "Мечела". По данным российских СМИ, чиновники предложили "Мечелу" минимальный штраф в обмен на решение снизить цены на внутреннем рынке на 30 процентов. Однако 19 августа стало известно, что металлургическая группа пообещала уменьшить стоимость угля только на 15 процентов, взамен чего была оштрафована на 790 миллионов рублей (пять процентов от оборота).
Кроме того, антимонопольщики предписали "Мечелу" заключать со своими клиентами долгосрочные контракты. Таким образом, по мнению чиновников, удастся не допустить резкого роста цен на сырье в короткое время и, следовательно, позволить клиентам "Мечела" планировать расходы на несколько лет вперед.
Сам "Мечел" не только согласился со всеми требованиями антимонопольщиков, но и поспешил их выполнить как можно скорее. Уже 1 сентября в прессе появилась информация, что металлургическая группа заключила долгосрочные контракты со своими основными клиентами - "Северсталью", "Евразом" и "Магнитогорским металлургическим комбинатом". Цена на коксующийся уголь в них была привязана к мировым, однако «Мечел» пообещал российским потребителям скидки.
Впрочем, по информации других изданий, контракты пока не подписаны, но их условия уже согласованы. В них "Мечел" решил взять на себя даже повышенные обязательства, договорившись о поставках не на три года, как требовала ФАС, а на 4-5 лет.
Кроме того, к началу осени "Мечел" переписал и краткосрочные контракты. В них цены были понижены на 15 процентов, как группа ранее и обещала ФАС. Таким образом, "Мечел" выполнил все обязательства перед антимонопольщиками досрочно – чиновники предписывали компании устранить нарушения до 15 сентября.
Любопытно, что на биржах о завершении "дела Мечела" заговорили даже раньше, чем компания переписала контракты. Уже 27 августа ряд инвестбанков порекомендовал своим клиентам покупать акции "Мечела". Таким образом, аналитики решили, что черная полоса для компании позади, а риск политического давления на металлургов снижен.
Несмотря на уверения инвестбанкиров, не все клиенты решились на вложение денег в "Мечел". Если в начале июля, то есть до критики Путина, капитализация компании на РТС составляла более 17 миллиардов долларов, то сейчас – около 11 миллиардов. Тем не менее, это на четыре миллиарда долларов больше, чем в конце июля, когда было еще не совсем понятно, какая судьба ожидает компанию.
В конце июля помощник президента России Аркадий Дворкович заявил, что "дело Мечела" будет уроком для других российских компаний. Так оно и получилось: разбирательство с металлургической группой на несколько лет вперед станет прецедентом, по которому будут определяться правила игры на российском рынке.
Правила эти довольно просты. Их всего два: насколько бы ни была компания частной, она должна быть готова к вмешательству в ее дела руководства страны ("ручному управлению"). И второе – любая российская компания должна быть патриотичной, то есть не жертвовать интересами отечественных потребителей и производителей ради собственной выгоды.
Урок из "дела Мечела" могут извлечь и инвесторы на фондовом рынке. За перспективностью вложений в ведущие ценные бумаги, котирующиеся на РТС и ММВБ, финансистам не следует забывать о том, что в их расчеты могут неожиданно вмешаться такие нерыночные факторы, как угрозы "зачисток" той или иной компании со стороны государства.