Объявив в конце 2006 года о расформировании студии Clover, компания Capcom решила внести серьезные коррективы в свою бизнес-стратегию. Все-таки руководство избавилось сразу от нескольких талантливых разработчиков, и не отразиться на разработке игр это не могло. Впрочем, долго искать новых локальных звезд не пришлось. Бывших сотрудников Clover как-то незаметно заменили Дзюн Такэути (Jun Takeuchi) и Кэйдзи Инафунэ (Keiji Inafune), а сама Capcom вновь приступила к созданию малооригинальных, но зато гарантированно прибыльных проектов.
В мае мы узнали, чем сейчас занимаются бывшие сотрудники Capcom. Сейчас появился повод посмотреть, что же происходит по ту сторону баррикад. Во-первых, во время недавней пресс-конференции в Токио Кэйдзи Инафунэ рассказал о планах компании Capcom, а во-вторых, за эти месяцы накопилось достаточно любопытных анонсов.
Издательство Capcom имеет не совсем хорошую репутацию компании, которая готова бесконечно создавать сиквелы, римейки и переиздания уже вышедших проектов. Но только до тех пор, пока это приносит ощутимую прибыль. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на майский отчет Capcom, в котором перечислены наиболее успешные сериалы. Если полсотни игр из серий Resident Evil или Street Fighter (очевидно, версии одного эпизода для разных платформ считаются отдельно) еще можно как-то принять, то 120 проектов, вышедших в рамках серии Mega Man, откровенно пугают.
Когда на рынке властвовало предыдущее поколение консолей, Capcom на время сбавила обороты, анонсировала несколько совершенно новых проектов (позднее превратившихся в сериалы) и даже позволяла себе эксперименты. Чего стоит оригинальная, но недооцененная ролевая игра Breath of Fire: Dragon Quarter - пятая часть довольно известного сериала, которая вышла на PlayStation 2. Она обладала интересной боевой системой и неплохим сюжетом, но, несмотря на это, она не смогла привлечь внимание геймеров. Увы, после этого о шестой части Breath of Fire можно только мечтать: естественный отбор, которым руководствуется Capcom, сериал явно не выдержал.
Впрочем, дальше было только хуже. Разработчики обожглись на сериале Onimusha, выпустив четвертую часть, несмотря на то, что обещали остановиться на трилогии. Новая Onimusha: Dawn of Dreams серьезно отличалась от предыдущих эпизодов. В конечном итоге игра не смогла оправдать доверия издателя, и от продолжения в Capcom решили воздержаться. По крайней мере, пока.
А за несколько лет до этого компания загубила неплохой сериал Dino Crisis. Компания Capcom, заключив договор с Microsoft, выпустила третью (и, видимо, последнюю) часть на Xbox и поплатилась за это. Низкие оценки и низкие продажи наверняка отбили у издательства желание подписывать сомнительные соглашения об эксклюзивности того или иного сериала. Хотя этот урок нельзя назвать полезным. Во-первых, на тот момент уже был заключен договор с Nintendo об эксклюзивных версиях Resident Evil для GameCube. Во-вторых, если руководство Capcom и сделало какой-то вывод, то он заключался в том, что выпускать мультиплатформенные проекты гораздо выгодней.
В результате, как только компания освободилась от всех обязательств, она с удвоенной силой принялась зарабатывать деньги. Ту же Resident Evil 4, которая вышла на GameCube в 2005 году, еще три раза возрождали. Сперва ее портировали на PlayStation 2, потом на PC, а как только появилась возможность, то разработчики сделали еще и версию для Wii. Чтобы никому обидно не было. Интересно, что еще до выхода игры ее создатель Синдзи Миками (Shinji Mikami) заявлял, что отрубит себе голову, если допустит выход этого проекта на другой платформе. К счастью, до крайних мер не дошло, но перед фанатами, которые покупали GameCube ради этого экшна, он все же извинился.
Похожая ситуация позже произошла с играми Lost Planet: Extreme Condition и Dead Rising. Когда-то они позиционировалась как эксклюзивы для Xbox 360. Теперь первая есть на PC и PlayStation 3, а вторую уже анонсировали для, страшно сказать, Wii. Кроме того, ходят слухи о версии для PlayStation 3, и, зная Capcom, в них как-то начинаешь верить.
Издательство вообще перестало утруждать себя выбором платформ. Если Devil May Cry 4 или Street Fighter IV - то сразу для PlayStation 3, Xbox 360 и PC. Обнадеживает лишь то, что компания начала ответственней подходить к портированию и перестала делать кошмарные версии игр для персональных компьютеров, как, к примеру, было в случае с Onimusha 3: Demon Siege или Devil May Cry 3.
Тем не менее, содержание самих игр зачастую вызывает легкое недоумение. К примеру, Street Fighter IV почему-то перестала быть двухмерной (так, очевидно, дешевле), что расстроило многих преданных поклонников серии. Девятая часть Mega Man и вовсе выглядит так, как будто ее сделали на коленке. Понятно, что это стилизация под ранние игры серии, но, честное слово, лучше бы Capcom просто перенесла старые эпизоды на консоли нового поколения. Это было бы просто честнее.
В конце концов, пятая часть Resident Evil выглядит как просто расширенная версия Resident Evil 4. В новой игре такая же анимация персонажей и врагов, те же звуки, схожим образом ведут себя противники. После всего этого возникает мысль, что шутливое название "Crapcom" геймеры придумали не случайно.
Кэйдзи Инафунэ может сколь угодно долго рассуждать о роли Capcom в западной игровой индустрии и мечтать о грандиозных успехах на общемировом рынке. В конце концов, это нормальная цель для любого разработчика. Вот только если раньше на два десятка проходных игр приходилась одна отличная Okami или Resident Evil 4, то теперь создавать подобные игры просто некому. И это печально.