Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в конце мая попрощалась с бумажными билетами, объявив, что настало время сдать их в музей. Примерно в то же время в России исполнился год железнодорожным электронным билетам. Так как в мире бумажные билеты уже почти похоронили, Лента.ру решила узнать, как с этим обстоят дела в России.
Несмотря на то, что в настоящее время электронные билеты и смежные технологии применяются во многих отраслях, их рождение неразрывно связано с двумя вещами: авиаперелетами и нефтяным кризисом.
В 1972 году IATA предложила авиаперевозчикам перейти на стандартный бумажный билет, который легче было обрабатывать в автоматическом и полуавтоматическом режиме. В 1983 году бумажные авиабилеты оснастили магнитной полосой. Это в некотором смысле уже сделало их электронными, так как информацию о рейсе и пассажире можно было хранить в цифровой форме.
Тем не менее, первый по-настоящему электронный билет был выдан только в 1994 году. Понадобилось еще три года, чтобы ввести всемирный стандарт электронных билетов. Потребители, как это случалось со многими цифровыми революциями девяностых, далеко не сразу распробовали новую технологию. Достаточно сказать, что к маю 2004 года электронными были всего 19 процентов всех авиабилетов.
2004 год - переломный в истории электронных билетов. В этом году цена барреля нефти выросла до 40 долларов. Авиаиндустрия всегда болезненно относилась к подорожанию топлива, а тогда над многими перевозчиками нависла угроза если не разорения, то перехода из разряда доходных предприятий в убыточные. Электронные билеты оказались одним из способов сэкономить на расходах.
Цены на нефть достигли заоблачных высот, и к апрелю 2008 года доля электроных билетов выросла до 95 процентов. Ожидается, что ежегодно перевозчики будут экономить на билете до трех миллиардов долларов. Дело в том, что обычный бумажный билет обходится в 10 долларов, в то время как электронный - всего в доллар.
В России электронные билеты появились совсем недавно. Первый был продан 26 марта 2007 года на рейс авиакомпании "Трансаэро". Постепенно на электронные билеты переходят все авиаперевозчики. К 2010 году на туристические интернет-платежи и электронные авиабилеты российские граждане предположительно потратят огромную сумму: 4-5 миллиардов долларов.
Конечно, в мире электронные билеты применяются не только для авиаперевозок. Например, в феврале 2007 в Чехии появился электронный билет на автобус. В Праге билет на городской транспорт можно приобрести по SMS.
Очень привлекательной отраслью для применения электронных билетов являются железнодорожные перевозки. Не секрет, что пассажирские перевозки гораздо менее выгодны, чем грузовые. Желание сэкономить на оформлении билетов является тем локомотивом, который перетягивает железнодорожную индустрию с бумажных билетов на электронные.
В России электронные ЖД-билеты пока еще мало распространены. Сравнительно недавно РЖД подвели итоги первого года существования системы интернет-продаж билетов на поезда дальнего следования. Оказалось, что ею воспользовалось всего 50 тысяч человек, они купили билеты на 234 тысячи мест. Это капля в море - всего за 2007 год поезда дальнего следования перевезли свыше 100 миллионов пассажиров.
Интересно, что по результатам опроса более чем девяти тысяч человек, почти 70 процентов россиян готовы купить электронный билет на поезд через интернет. Очевидно, что узким местом электронных билетов в России является малое число владельцев кредиток и непопулярность онлайновых платежей.
Одной из причин несовпадения спроса и реальных продаж электронных билетов является отсутствие возможности удаленной оплаты билетов наличными и ограниченное количество россиян, имеющих доступ к интернету.
Кроме того, есть и другие трудности. Далеко не все готовы регулярно приобретать электронные билеты и ради этого регистрироваться на сайтах продавцов, например, РЖД и UFS. К тому же, зачастую приходится регистрировать банковскую карту на сайте и ждать ее авторизации, что не всегда удобно.
Альтернативное решение покупки электронных билетов предложила российская компания "Мобильные дисконтные системы" (MDS), в своем сервисе Mobiticket. Пассажир может заказать билет не только на сайте, но и по телефону. Все процедуры подтверждения и идентификации на этапе бронирования происходят через мобильный телефон. Оставлять свои данные для последующих заказов или регистрироваться в базе сайта не требуется. Идентификатором при оплате заказа является номер мобильника.
Оплатить заказ пассажир может банковской картой, электронными и мобильными деньгами, либо наличными в платежном терминале, киоске продажи проездных билетов или точках продаж "Евросети". После оплаты на мобильник приходит SMS-уведомление с кодом и бланк заказа со штрихкодом. Приехав незадолго до отправления и продиктовав код в любой кассе РЖД или на специальных стойках регистрации "Электронный билет" без очереди, пассажир в обмен получает свой проездной документ.
Очевидно, что у электронных билетов большое будущее, особенно если учесть связь их популярности с нефтяными ценами и тот факт, что баррель нефти WTI в начале сентября все еще стоит более сотни долларов.
Следует ожидать, что функционал электронных билетов расширится с распространением смартфонов и коммуникаторов. Тогда, например, массовые пользователи смогут контролировать оформление билета через мобильный браузер.
Другими словами, способов оформить билет на ходу или, напротив, не вставая с дивана, будет все больше. А само оформление будет не сложнее пополнения баланса мобильника.
Если же заглянуть на пять-десять лет вперед, то с подключением большей части электроники к Сети не будет никакой разницы, с какого устройства оформлять билеты, ходить в интернет и совершать платежи. Вместо привычного мобильника это может быть плеер, портативная игровая консоль или небольшой нетбук.
Вопрос о том, сколько при таких темпах осталось билетам бумажным - риторический.