Премьер-министр Владимир Путин договорился с участниками рынка авиаперевозок о создании суперальянса, который придет на смену де-факто разорившемуся AiRUnion. Новый проект станет горазо масштабнее первого и превзойдет по всем показателям нынешнего (и бессменного) лидера рынка - "Аэрофлот". Еще одним принципиальным отличием от старого AiRUnion станет форма собственности - альянс станет государственной компанией с частным участием, тогда как до этого все было с точностью до наоборот.
Когда альянс AiRUnion только-только создавался, никто и подумать не мог, что конец его будет столь скор и бесславен. Напротив, о детище красноярского предпринимателя Бориса Абрамовича говорили как о будущем конкуренте "Аэрофлота". Консолидация в индустрии пассажирских перевозок была неизбежна. и Абрамович стал одним из пионеров этого направления.
Вариант с созданием альянса казался чрезвычайно выгодным. Такой ход позволял распределить маршруты между участниками союза перевозчиков, снизив издержки и сосредоточившись на конкуренции с другими игроками на рынке - такими как тот же "Аэрофлот" и S7. Объединенные финансовые ресурсы холдинга могли быть более свободно направлены на покупку современной авиации.
Создание альянса продолжалось в течение двух лет и встретило на своем пути немало препятствий. Главным из них была достаточно жесткая позиция Росимущества, которое с самого начала выступало за доминирование государства в новом альянсе. Ведомство прибегло ко всем законным методам, включая даже судебную тяжбу за аэропорт "Емельяново", базовых для ядра альянса "Красэйра". В конце концов конфликт при участии высших государственных чиновников был разрешен. В качестве компромисса AiRUnion пообещал закупить 50 самолетов SuperJet. В конце концов все-таки было принято решение сделать компанию частной, сохранив 45 процентов акций в распоряжении государства. После двух лет обсуждений в мае 2007 года Владимир Путин подписал указ о создании второго национального перевозчика.
Созданная компания, действительно, стала одной из крупнейших в стране. По объему перевозок и суммарной выручке альянс значительно уступал только "Аэрофлоту", находясь примерно на одном уровне с S7. Будущее рисовалось в самых радужных тонах.
Причины бедственного положения, в котором оказался альянс всего через год с хвостиком после своего образования, остаются неизвестными. Авиатопливо подорожало для всех компаний, тем не менее, остальные это повышение цен как-то смогли пережить. Факт остается фактом: имея 800 миллионов долларов задолженности и продолжая задерживать рейсы даже несмотря на выделенные государством 24 тысячи тонн керосина, AiRUnion не может продолжать свою работу.
Несмотря на фактическое банкротство, государство решило не ликвидировать альянс. Как заявил 4 августа в Астрахани на встрече с Путиным министр транспорта Игорь Левитин, ядро новой структуры образует авиакомпания "Атлант-Союз", принадлежащая правительству Москвы. Помимо нее, в альянс добавятся еще несколько участников - ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток-авиа".
Этот гигант будет "весить" больше, чем "Аэрофлот" по меньшей мере, в 1,3 раза. Что касается его базы, то она будет перенесена из "Домодедово" во "Внуково", то есть в аэропорт, где постоянно работает "Атлант".
Форма собственности альянса остается довольно туманной. С одной стороны, госпакеты акций всех авиакомпаний нового союза планируется передать в "Ростехнологии", которые с середины августа были главными претендентами на AiRUnion. С другой, в реструктуризации альянса участвует также московская мэрия и правительство Красноярского края. В каких пропорциях они войдут в союз, совершенно неясно, хотя Москва, судя по всему, свой пакет в "Атлант-Союзе" сохранит.
Еще одна неизвестная в уравнении, рассчитанном Путиным и Левитиным в Астрахани, - это судьба частных акционеров AiRUnion во главе с Борисом Абрамовичем. Не пожелавший открыть свое имя источник в "Ростехнологиях" признался "Коммерсанту", что в новой авиакомпании "места для господ Абрамовичей не видно". Представители Минтранса не раз выражали свое возмущение по поводу сложившейся в альянсе ситуации, особенно в части долгов, которые сами по себе образоваться, по их словам, не могли. При этом официально первый заместитель генерального директора "Ростехнологий" Алексей Алешин заявил, что госкорпорация готова предоставить частникам место в капитале нового перевозчика, если им будет, что предложить.
Наконец, нерешеннным остается вопрос о долгах компании. По информации "Коммерсанта", существует один прецедент, когда в аналогичной ситуации кредиторы авиакомпании остались ни с чем. Речь идет о "Внуковских авиалиниях", которые передали свои маршруты "Сибири", а затем, оставшись практически без активов, были обанкрочены. Обладатели долговых обязательств альянса этот случай наверняка помнят и сейчас сильно нервничают. В первую очередь, это относится к лизинговой компании "Ильюшин финанс". Всего же кредиторы подали иски к крупнейшей авиакомпании AiRUnion - "Красэйру" - на 1,76 миллиарда рублей.
Насколько новый суперальянс окажется успешным проектом - непростой вопрос. С одной стороны, входящие в него компании работают довольно успешно, а сам альянс будет слишком велик для того, чтобы столь быстро рухнуть. Однако то же самое в свое время говорилось и относительно AiRUnion (у него, к слову, на тот момент долга на 20 миллиардов рублей не было). Не стоит исключать, впрочем, что новый проект - не стратегический, а скорее тактический союз, который создан для преодоления кризисной ситуации.