За первую неделю сентября российские фондовые индексы упали более чем на 12 процентов и обновили двухгодичные минимумы. Кроме того, РТС с мая 2008 года, то есть с того времени, когда индекс достиг исторического максимума, потерял уже тысячу пунктов. Когда прекратится обвал фондовых бирж, теперь не знает уже никто.
Еще в конце лета 2008 года многие инвестбанки предсказывали, что РТС и ММВБ скоро начнут восстанавливаться, так как временно подешевевшие активы заинтересуют игроков на бирже. По их данным, реальная стоимость российских акций намного выше, чем рыночная, поэтому резкий рост РТС и ММВБ мог случиться уже в ближайшее время.
Сейчас о "реальной" стоимости ценных бумаг уже никто не вспоминает. За лето РТС и ММВБ опустились более чем на 30 процентов, но тогда падение можно было объяснить внутрироссийскими факторами – войной в Южной Осетии, "делом Мечела", беспокойством инвесторов относительно судьбы ТНК-ВР, спором акционеров "Норильского никеля". В первую неделю сентября, которую СМИ уже поспешили назвать "черной" для РТС и ММВБ, фондовые индексы снижаются исключительно из-за внешних факторов.
Ни понедельник, ни вторник на РТС и ММВБ не предвещали никаких угроз для инвесторов. В первый день торгов российские фондовые индексы упали незначительно, а во второй – и вовсе закрылись разнонаправлено, что могло свидетельствовать о постепенном выходе из кризиса, в котором биржи оказались в августе.
Однако уже в среду тенденция вновь переменилась. 3 сентября РТС упал более чем на четыре процента, а ММВБ – более чем на три процента. Среди причин обвала называлось укрепление доллара, которое привело к падению цен на нефть и многие металлы. При этом европейские биржи в среду закрылись также в довольно глубоком минусе, так как инвесторы стали опасаться дальнейшего снижения темпов роста экономики в ЕС.
Обычно после таких падений на рынке следует восстановление. 4 сентября этого не произошло, причем к обвалу российских и европейских индексов добавилось и падение в США. Например, Dow Jones в четверг упал почти на три процента, что для отвыкшего от сильных колебаний американского индекса является весьма существенным снижением.
Азиатские и российские трейдеры всегда начинают свой день с того, что просматривают, как проходили торги в США. Дело даже не в торговых связях между Соединенными штатами и другими странами и не в глобализации мировой экономики. Дело в том, что на биржах развивающихся стран, в том числе в России и в Китае, обращается большое количество средств западных фондов. Они вкладываются в акции самых прибыльных на местных рынках компаний, чтобы диверсифицировать свои портфели и получить сверхприбыль из-за инвестиций в рискованные инструменты.
Именно эти инвесторы являются и самыми пугливыми. Как только на биржах начинаются какие-то признаки паники, они тут же продают свои акции и спешат вывести капитал в более устойчивые рынки.
Одним из таких признаков и стало падение фондовых индексов США. В России на него отреагировали мгновенно, за первые же минуты торгов опустив РТС и ММВБ на два-три процента. Однако на этом инвесторы не ограничились. Увидев, что европейские фондовые индексы восстанавливаться и не думают, они продолжили распродажу активов в России.
Таким образом, уже к середине торговой сессии РТС и ММВБ рухнули на пять процентов, а затем падение превысило восемь процентов. При этом ряд ценных бумаг из числа «голубых фишек», то есть самых надежных инструментов на бирже, подешевел более чем на 10 процентов, а ценные бумаги «Норильского никеля» - на 14 процентов. Индекс РТС откатился к уровню 1400 пунктов, а ММВБ – упал ниже 1200 пунктов.
По графику РТС видно, что за день на рынке было три волны продаж: утром, когда отыгрывались новости с американских бирж; около полудня, когда открылись европейские площадки; и около 14:00. Это снижение произошло сразу после того, как информагентства сообщили о падении цен на нефть более чем на два доллара и о резком падении производства в Германии – на 1,8 процента за месяц при среднем прогнозе в 0,5 процента. В отсутствие хороших новостей в российской экономике инвесторы стали распродавать ценные бумаги, даже ориентируясь на статистику из Германии.
Распродажи на рынке продолжались еще около часа, после чего инвесторы почувствовали, что кризисная точка пройдена, и постепенно стали скупать акции. Тем не менее, РТС и ММВБ по-прежнему находятся на уровне двухлетних минимумов.
Особенностью нынешнего кризиса на фондовых биржах стало то, что на этот раз он затронул большое количество "обычных" людей. Во времена кризиса 1998 года и даже во времена "дела ЮКОСа" торговля на бирже многими еще воспринималась как игрушка для богатых, однако в последние годы в ней стали принимать участие десятки и сотни тысяч людей.
В течение 2000-х власти активно развивали биржевую торговлю, во-первых, стремясь сделать из Москвы мировой финансовый центр, а, во-вторых, помогая предприимчивым россиянам сколотить состояние на бурном росте отечественного производства. В частности, госкомпании начали постепенно выходить на биржу, причем обязательным условием стало "народное IPO", то есть прием заявок на акции от населения. Россияне откликнулись довольно живо – в IPO Сбербанка, "Роснефти" и ВТБ поучаствовали десятки тысяч человек.
Многие из них так и не продали свои акции на пике роста РТС и ММВБ, а понадеялись на еще большую прибыль. Именно они и пострадали от кризиса августа-сентября больше всего. Для примера приведем только ситуацию с ВТБ: полтора года назад капитализация банка на РТС составляла более 36 миллиардов долларов, а сейчас не дотягивает и до 17 миллиардов.
В такой ситуации инвесторам не на что надеяться, кроме как на значительное улучшение дел в мировой экономике. Чего, судя по последним статистическим данным, ждать придется еще по крайней мере долгие месяцы.