Планы включения Генпрокуратуры в состав Министерства юстиции стали известны российской прессе. Как сообщили в понедельник, 8 сентября, "Ведомости", реформа может произойти уже этой осенью. Кроме того, по данным издания, планируется создать единый следственный комитет, который объединит подобные структуры в различных силовых ведомствах. Официального подтверждения эта информация пока не получила, однако, по мнению наблюдателей, какие-то реформы российскую правоохранительную систему все же ожидают.
Когда принималось решение о создании Следственного комитета при прокуратуре (СКП) вряд ли во властных кругах кто-то мог представить, скандал какого масштаба ожидает это ведомство. Увольнение, а затем и арест ни много ни мало начальника Главного следственного управления (ГСУ) этого комитета Дмитрия Довгия поставил под сомнение оправданность всех преобразований.
Не ясно, что именно происходит в СКП и вокруг него, однако после его создания использование правоохранительных органов для разрешения конфликтов внутри властной элиты перешло на новый уровень. Арест замминистра финансов Сергея Сторчака и генерала Александра Бульбова, курировавшего в Госнаркоконтроле ряд громких дел, означали, что борьба в высших эшелонах российской власти достигла опасного предела.
Тем не менее, как пишут "Ведомости", процесс реформ далеко не завершен. Генпрокуратуру, которая, очевидно, не может служить противовесом СКП, предлагается объединить с Минюстом. Однако Следственный комитет, судя по всему, внакладе не останется, поскольку он будет преобразован и включит в себя аналогичные комитеты в других силовых ведомствах.
Понятно, что преобразования затевались давно и идут вне зависимости от конкретных имен и скандалов, которыми сопровождается деятельность СКП. О создании отдельного от Генпрокуратуры следственного комитета говорили годов с 1960-х. Разделение следствия и надзора за ним, оставшегося за прокурорами, вполне разумная мера, имеющая много сторонников. Перевод Генпрокуратуры в подчинение Минюста и создание единого следственного комитета являются логическим продолжением реформ. Вместе с тем, в конкретных российских условиях все эти преобразования были использованы властными кланами для выяснения отношений друг с другом.
В ходе преобразований Кремль также сможет убрать фигуры, дискредитировавшие себя открытым противостоянием. Если генпрокуратура станет ведомством в Минюсте, то Юрий Чайка, не оставлявший намерений отобрать полномочия у СКП, либо просто покинет свой пост, либо, оставшись, сохранит немного полномочий. С другой стороны, и глава СКП Александр Бастрыкин, допустивший такой скандал в своем ведомстве, может быть уже не назначен на должность главы нового объединенного СКП.
Своего поста, напомним, уже лишился еще один фигурант скандала - бывший глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов. Это его ближайшего соратника - Бульбова - взял под стражу СКП. Черкесова отправили руководить Рособоронпоставкой, подальше от властных кабинетов, которые его подчиненные уже не смогут прослушивать (Бульбова арестовали вроде бы за это). А другой чиновник высшего ранга, чье имя также упоминалось в контексте "войны спецслужб", Николай Патрушев, перешел с поста главы ФСБ на должность секретаря Совета безопасности, который в нынешней России выполняет лишь декоративные функции.
Ранее Бастрыкин публично высказывался против создания объединенного следственного комитета. Он обращал внимание на то, что руководить 120 тысячами следователей будет сложнее, чем 20 тысячами. Говорилось также, что придется поднимать зарплату следователей МВД и Госнаркоконтроля до уровня, существующего в СКП, а это дополнительные расходы. Трудно понять, почему чиновник протестует против укрупнения своего ведомства, если только не предположить, что он опасается потерять кресло во время реформы. Интересно, что создания единого следственного комитета вроде бы добивался конкурент Бастрыкина - Чайка. Впрочем, и ему торжествовать не придется, поскольку его ведомство может потерять самостоятельность.
Однако смена лиц и некоторое реформирование институтов не означают, что конфликт не будет воспроизведен на новом уровне. И ставки могут только возрасти, ведь теперь противостоять друг другу будут не две части еще недавно единого ведомства - Генпрокуратура и СКП, а более сильные структуры - Минюст и объединенный следственный комитет.
В общем, в нормальное русло работа всех этих ведомств, вероятно, войдет еще нескоро. Стабилизация ситуации, естественно, зависит от того, насколько российское общество будет терпимо относиться к использованию силовых структур в борьбе больших чиновников друг с другом. А поскольку населению России сейчас не до того и инструментов влияния на власть у него нет, то и прекратится все это нескоро. Поэтому любые реформы будут вызывать вопросы о том, какой именно группе во власти они выгодны.