Разрушение талибами гигантских статуй Будды в центральной афганской провинции Бамиан было едва ли не самой громкой историей 2001 года, пока не произошли сентябрьские теракты в Нью-Йорке. В 2003 году руины в Бамиане стали охраняемым ЮНЕСКО объектом, после чего о них не то чтобы совсем забыли, но перестали следить так внимательно, как раньше. А тем временем там идут большие работы: и подготовка к частичной реконструкции изваяний, и археологические раскопки, которые неожиданно увенчались большим успехом. Группа во главе с ветераном афганской археологии профессором Земарьялаем Тарзи обнаружила статую лежащего, то есть спящего Будды. Правда, искали они трехсотметровую фигуру, а нашли куда более скромную - длиной 18 или 19 метров.
Упоминание о гигантском спящем Будде сохранилось в записках китайского монаха, путешественника, философа, переводчика и ученого по имени Сюаньцзан (602-664). Он побывал в Бамиане, одном из самых западных форпостов буддизма на Великом Шелковом пути, в 632 году. В то время там существовал большой монастырь. В сообщении Сюаньцзана говорилось о двух стоящих статуях Будды в скальных нишах и о расположенном неподалеку храме, рядом с которым возлежит спящий Будда. Отчет о путешествии Сюаньцзана считается исключительно достоверным средневековым источником по географии Азии, и никто, собственно, не сомневается, что монах видел колоссальное изваяние. Другое дело, что он могло погибнуть за истекшие столетия.
Сюаньцзан пометил в своем сообщении, что стоящие изваяния изображали Будду Вайрочану (самое большое, 55 метров в высоту) и Будду Шакьямуни (37 метров). Уже в 2000-х, после разрушения статуй археологам удалось довольно точно датировать время их создания: 554 год - Вайрочана, 507- Шакьямуни. Примечательно, что обе фигуры были высечены из камня лишь в самых общих чертах, только силуэты. Детали, в том числе лица и одеяния, были выполнены из смешанной с соломой и конским волосом глины. Создатели статуй впоследствии раскрасили их: Вайрочана был карминно-красным, а Шакьямуни - разноцветным. Во времена Сюаньцзяна оба изваяния были украшены золотом и драгоценными камнями.
К XX веку ветер и непогода полностью уничтожили краски, но люди, как не странно, все это время щадили Будд. Известно, что иранский Надир-шах (XVIII век) в годы своей афганской кампании стрелял по ним из пушки, но без энтузиазма: статуи, конечно, пострадали, но не сильно. Время нанесло им больший ущерб. Еще в начале 1980-х, судя по архивным фотографиям, у обоих изваяний еще были видны складки одеяний.
Талибы решили уничтожить Будд в 2001 году: исповедующих буддизм афганцев к этому времени уже не существовало, следовательно, некому было им молиться. Кроме того, эти изваяния являлись языческими идолами, и сохранять их в условиях строгого ислама было бы преступно. Впоследствии, когда статуи уже были уничтожены, посланник Афганистана в США Сайед Рахматулла Хашими изложил совершенно другую версию произошедшего. Оказывается, совет исламского духовенства, решавший судьбу изваяний, был взбешен предложением делегации европейских стран, предложивших деньги для защиты Будд. В это время над Афганистаном нависла угроза голода, и совет решил, что было бы более чем цинично взять деньги для охраны идолов в то время, как в стране умирают дети.
Были ли статуи уничтожены в приступе ярости или в рамках целенаправленной программы по созданию образа несгибаемых бойцов за веру, значения не имеет. Важно то, что операция неожиданно для самих талибов сильно затянулась: она заняла без малого месяц. По Вайрочане и Шакьямуни стреляли прямой наводкой, под них закладывали динамит, с вершины скалы к ним спускались подрывники и оставляли заряды на плечах Будд. Только после всех этих действий изваяния рухнули. Позже ходили даже слухи, что талибы вывозили из Бамиана куда-то обломки статуй, но, конечно, никто этого не предпринимал: слишком хлопотно это и трудоемко.
Коалиционные силы, вытеснив талибов из Бамиана, дали возможность ученым из нескольких стран приехать и оценить ущерб, нанесенный монастырскому комплексу в целом и статуям в частности. ЮНЕСКО присвоило охранный статус району, и при содействии Японии и Франции археологи и инженеры приступили к двум большим проектам: фундаментальному обследованию обломков изваяний и к укреплению скального фасада. Оказалось, что из общей массы фрагментов примерно 40 процентов не подлежат реставрации ни при каких обстоятельствах, но остальные 60 (общим весом в сотни тонн) можно восстановить, хотя операция будет очень трудоемкой.
Пока административная группа ищет деньги (минимум 50 миллионов долларов) на реставрацию, немецкие эксперты сортируют обломки и защищают их от непогоды специальными материалами, археологи изучают окрестности. Кроме того, что они нашли неизвестные монастырские кельи, а в них старейшую в мире масляную живопись, в какой-то момент (точная дата не сообщается) они наткнулись на обломки шеи и правого плеча, принадлежавшие очень большой статуе. Расчеты показывают, что это - предварительно датируемое III веком изваяние лежащего или спящего Будды длиной 18-19 метров. Ему тоже предстоит реставрация, и в каком-то виде его покажут прессе в 2009 году. На это же время запланирована премьера лазерного шоу японского художника Хиро Ямагата, который решил воссоздавать очертания Будд в ночном небе Бамиана (в полном, похоже, соответствии с "Сутрой сердца", в которой говорится: "Форма есть пустота, пустота и есть форма. Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы").
Мы видели, с каким трудом поддавались большие Будды разрушению. Можно предположить, что 19-метровое изваяние - не то, которое описал Сюаньцзан. Вряд ли он мог так ошибаться с размерами, хотя, конечно, всякое бывает. Вполне вероятно, что трехсотметровый Будда просто стал слишком похож на скалу, и его еще не разглядели.