Культура
00:08, 10 сентября 2008

Спящий в руинах Рядом с обломками двух Будд лежит третий

Разрушение талибами гигантских статуй Будды в центральной афганской провинции Бамиан было едва ли не самой громкой историей 2001 года, пока не произошли сентябрьские теракты в Нью-Йорке. В 2003 году руины в Бамиане стали охраняемым ЮНЕСКО объектом, после чего о них не то чтобы совсем забыли, но перестали следить так внимательно, как раньше. А тем временем там идут большие работы: и подготовка к частичной реконструкции изваяний, и археологические раскопки, которые неожиданно увенчались большим успехом. Группа во главе с ветераном афганской археологии профессором Земарьялаем Тарзи обнаружила статую лежащего, то есть спящего Будды. Правда, искали они трехсотметровую фигуру, а нашли куда более скромную - длиной 18 или 19 метров.

Упоминание о гигантском спящем Будде сохранилось в записках китайского монаха, путешественника, философа, переводчика и ученого по имени Сюаньцзан (602-664). Он побывал в Бамиане, одном из самых западных форпостов буддизма на Великом Шелковом пути, в 632 году. В то время там существовал большой монастырь. В сообщении Сюаньцзана говорилось о двух стоящих статуях Будды в скальных нишах и о расположенном неподалеку храме, рядом с которым возлежит спящий Будда. Отчет о путешествии Сюаньцзана считается исключительно достоверным средневековым источником по географии Азии, и никто, собственно, не сомневается, что монах видел колоссальное изваяние. Другое дело, что он могло погибнуть за истекшие столетия.

Сюаньцзан пометил в своем сообщении, что стоящие изваяния изображали Будду Вайрочану (самое большое, 55 метров в высоту) и Будду Шакьямуни (37 метров). Уже в 2000-х, после разрушения статуй археологам удалось довольно точно датировать время их создания: 554 год - Вайрочана, 507- Шакьямуни. Примечательно, что обе фигуры были высечены из камня лишь в самых общих чертах, только силуэты. Детали, в том числе лица и одеяния, были выполнены из смешанной с соломой и конским волосом глины. Создатели статуй впоследствии раскрасили их: Вайрочана был карминно-красным, а Шакьямуни - разноцветным. Во времена Сюаньцзяна оба изваяния были украшены золотом и драгоценными камнями.

Будда Шакьямуни на снимке 1970-х годов. Из архива AFP
Lenta.ru

К XX веку ветер и непогода полностью уничтожили краски, но люди, как не странно, все это время щадили Будд. Известно, что иранский Надир-шах (XVIII век) в годы своей афганской кампании стрелял по ним из пушки, но без энтузиазма: статуи, конечно, пострадали, но не сильно. Время нанесло им больший ущерб. Еще в начале 1980-х, судя по архивным фотографиям, у обоих изваяний еще были видны складки одеяний.

Талибы решили уничтожить Будд в 2001 году: исповедующих буддизм афганцев к этому времени уже не существовало, следовательно, некому было им молиться. Кроме того, эти изваяния являлись языческими идолами, и сохранять их в условиях строгого ислама было бы преступно. Впоследствии, когда статуи уже были уничтожены, посланник Афганистана в США Сайед Рахматулла Хашими изложил совершенно другую версию произошедшего. Оказывается, совет исламского духовенства, решавший судьбу изваяний, был взбешен предложением делегации европейских стран, предложивших деньги для защиты Будд. В это время над Афганистаном нависла угроза голода, и совет решил, что было бы более чем цинично взять деньги для охраны идолов в то время, как в стране умирают дети.

Были ли статуи уничтожены в приступе ярости или в рамках целенаправленной программы по созданию образа несгибаемых бойцов за веру, значения не имеет. Важно то, что операция неожиданно для самих талибов сильно затянулась: она заняла без малого месяц. По Вайрочане и Шакьямуни стреляли прямой наводкой, под них закладывали динамит, с вершины скалы к ним спускались подрывники и оставляли заряды на плечах Будд. Только после всех этих действий изваяния рухнули. Позже ходили даже слухи, что талибы вывозили из Бамиана куда-то обломки статуй, но, конечно, никто этого не предпринимал: слишком хлопотно это и трудоемко.

Коалиционные силы, вытеснив талибов из Бамиана, дали возможность ученым из нескольких стран приехать и оценить ущерб, нанесенный монастырскому комплексу в целом и статуям в частности. ЮНЕСКО присвоило охранный статус району, и при содействии Японии и Франции археологи и инженеры приступили к двум большим проектам: фундаментальному обследованию обломков изваяний и к укреплению скального фасада. Оказалось, что из общей массы фрагментов примерно 40 процентов не подлежат реставрации ни при каких обстоятельствах, но остальные 60 (общим весом в сотни тонн) можно восстановить, хотя операция будет очень трудоемкой.

Проект шоу Хиро Ямагаты. Иллюстрация AFP
Lenta.ru

Пока административная группа ищет деньги (минимум 50 миллионов долларов) на реставрацию, немецкие эксперты сортируют обломки и защищают их от непогоды специальными материалами, археологи изучают окрестности. Кроме того, что они нашли неизвестные монастырские кельи, а в них старейшую в мире масляную живопись, в какой-то момент (точная дата не сообщается) они наткнулись на обломки шеи и правого плеча, принадлежавшие очень большой статуе. Расчеты показывают, что это - предварительно датируемое III веком изваяние лежащего или спящего Будды длиной 18-19 метров. Ему тоже предстоит реставрация, и в каком-то виде его покажут прессе в 2009 году. На это же время запланирована премьера лазерного шоу японского художника Хиро Ямагата, который решил воссоздавать очертания Будд в ночном небе Бамиана (в полном, похоже, соответствии с "Сутрой сердца", в которой говорится: "Форма есть пустота, пустота и есть форма. Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы").

Мы видели, с каким трудом поддавались большие Будды разрушению. Можно предположить, что 19-метровое изваяние - не то, которое описал Сюаньцзан. Вряд ли он мог так ошибаться с размерами, хотя, конечно, всякое бывает. Вполне вероятно, что трехсотметровый Будда просто стал слишком похож на скалу, и его еще не разглядели.

< Назад в рубрику