Музейный жанр скансен, получивший своей название от этнографического комплекса Skansen в Стокгольме, распространился по всей Европе. На российской почве прижилось название музей под открытым небом или музей-деревня. Они активно начали образовываться в 1960-е годы: Тальцы под Иркутском, Пирогово под Архангельском, музей-заповедник Новгородской области Витославлицы, Коломенское в Москве, музей деревянного зодчества в Суздали.
В 1970-х годах по инициативе архитектора Ополовникова в пяти километрах от Торжка был спроектирован музейно-этнографический комплекс "Деревня Василево", где собрали памятники деревянного зодчества Тверской области. Но живого фольклорного городка из Василево не получилось - фонды выставлять негде, деревянные строения разрушаются в ожидании научной реставрации, посетителей завлекать нечем.
Музей одного праздника
Об этнографическом музее в селе Василево обычно вспоминают раз в году, в июне, когда проводится фольклорный праздник муниципального масштаба "Троицкие гуляния". Народ развлекают песнями, плясками и резными поделками, заглядывают даже важные персоны Тверской области.
"Мы - музей для одного праздника - сетует директор комплекса Андрей Михайловский. - С начала перестройки все памятники брошены, крыши текут, бревно гниет, пруды закрыты и заболочены. Ветряная мельница развалилась несколько лет назад, водяная мельница на ладан дышит - через два года ее грибок возьмет. Мы здесь прозябаем…".
От прогулки по территории около 22 гектаров возникает ощущение заброшенности и запустения. А когда-то бывшая усадьба Львовых, расположенная недалеко от села Василево Торжокского района, стояла на дороге из Санкт-Петербурга в Торжок, сюда заглядывали многочисленные гости, которым открывался прекрасный вид на усадебный дом, каскад трех прудов и реку Тверцу.
Усадьба принадлежала тверскому дворянину Д.С.Львову, для которого в конце XVIII века его дальним родственником знаменитым архитектором Николаем Львовым и был построен главный дом. К сожалению, особняк сгорел, сохранился лишь двухэтажный флигель, перестроенный из оранжереи. Именно здесь ютится персонал архитектурно-этнографического музея под открытым небом "Деревня Василево" и музейные фонды. Правда, фонды невелики - деревенская утварь, сундуки, посуда, то есть приметы крестьянского тверского быта, - но экспонаты негде показывать, музею необходимы экспозиционные площади.
Хотя площади как раз есть - это интерьеры старых деревянных домов, где эти вещи когда-то существовали в вольных условиях. Но все закрыто, заколочено. "Есть небольшая экспозиция в сельском трактире. Дома должны жить, печка топиться,а люди ходить..., - рассказывает Михайловский, - но ее открывают только во время экскурсий". Но пока за 30 рублей (цена входного билета) посетителям доступна лишь неухоженная территория, виды заброшенных памятников деревянного зодчества и усадебных построек, а также следы присутствия современного homo sapiens - надписи на стенах в духе "здесь был Вася".
Русь деревянная
Идея создания этнографического музея под открытым небом в селе Василево возникла в 1973-74 годах. Именно тогда архитекторы А. Ополовников, А. Кустов и искусствовед И. Шургин предложили генеральный план музейной территории с делением на четыре зоны - северную, западную и зоны переселения карел (южная и восточная).
13 декабря 1976 года Калининский облисполком принял решение о создании музея, а 17 мая 1977 года под музей был отведен земельный участок - бывшая усадьба Львовых. К 1978 году в музей был перевезен первый экспонат из села Спас-на-Сози Калининского района - Преображенская церковь (1732 года постройки). Во время экспедиций по Тверской области было найдено 22 объекта, которые планировалось перевезти в Василево. Это была исключительно "Русь деревянная" - постройки XVIII-XIX веков: избы, дворы, бани, амбары, риги, водяные и ветряные мельницы, часовни и церкви, оборонительные сооружения.
Но к 1982 году на территории оказалось только 10 памятников, в том числе - Церковь Знамения Богоматери (1798 год), пожарное депо (1 четверть XX века, деревня Лаптиха Бежецкого района), двухэтажный амбар (XIX века, село Сутоки), дом-трактир из деревни Буланово (конец XIX века), водяная мельница с запрудой (деревня Устье Удомельского района).
Объекты отбирались не только по временному принципу - чем старше, тем достойней. Музей должен был объединиться все виды крестьянских усадебных построек, разного времени и разного назначения. В Василево планировалось собрать образцы характерной архитектуры Тверской губернии и архитектуры карел, переселившихся из Западного Приладожья на тверские земли в XVII веке.
Исследователи изучали секреты строительной культуры предков, когда деревья рубили с живицей – тяжелые, пропитавшиеся смолой бревна обрабатывали топором, поры закрывались, и материал становился герметичным (это старинный вариант современных пропиток). При строительстве домов бревно южной стороной обращали вовнутрь, северной, которая была более влагостойкой, наружу. Старые технологии реставраторы использовали при восстановлении деревянных памятников архитектуры.
С 1985 года по 1990 год программой музея занимался исторический факультет Горьковского государственного университета под руководством кандидата исторических наук Ф.В Васильева. По результатам экспедиционного обследования был разработан новый генеральный план, предполагавший в своей структуре уже шесть зон: восточную, северную, селигерскую, карельскую, южную и пеновскую.
К этому времени на место музейных экспонатов набралось около 80 деревянных объектов различного назначения, и было очевидно, что выделенной музею территории недостаточно. Но новый генеральный план был отклонен и отправлен на доработку письмом Главного управления охраны, реставрации и использования памятников Министерства культуры РСФСР № 14-26/50с от 26.12.1989.
Бесхозная история
Масштабный проект был заморожен на 18 лет. С тех пор ни мониторинг, ни реставрация памятников, находящихся в усадьбе, не проводились. Многие дома, которые предполагалось перевезти в Василево, пришли в аварийное состояние или разрушились.
Кроме того, в Комитете по охране историко-культурному наследию Тверской области не удалось найти точной информации о статусе объектов, находящихся сейчас на территории комплекса. "Объекты усадьбы - памятники федерального, регионального и местного значения, – поясняет заместитель директора Тверского государственного объединенного музея Игорь Нагибин. - Деревянные строения являются экспонатами этнографического комплекса "Деревня Василево" - филиала Тверского государственного объединенного музея".
Однако, помимо "деревяшек", многие из которых обладают статусом памятников федерального значения, в Василево сохранились и усадебные сооружения, которые можно обнаружить в списке вновь выявленных объектов историко-культурного наследия Тверской области на
"официальном сайте администрации области" по состоянию на 01.07.2008.
В череде перечислений заслуживает внимания стометровый каменный мост с гротами, построенный в начале XIX века по проекту Львова. Как объясняют музейные сотрудники, это единственный оставшийся в России мост, который стоит без каких-либо связующих растворов - валуны удерживают сооружение под действием собственного веса.
Несмотря на то, что все памятники этнографического музейного комплекса переданы в оперативное управление Тверскому государственному объединенному музею, бюджетного финансирования, по словам Нагибина, хватает лишь на зарплату сотрудникам и уборку дорожек.
Хотя, справедливости ради надо сказать, что в Василево ведутся какие-то строительные работы. Как пояснила руководитель Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области Татьяна Туманова, "ремонтно-реставрационные работы по поддержанию памятников проводит фирма "Тверьпроектреставрация". Так как деревянные строения уже были отреставрированы в 1980-е годы, то сейчас проводится небольшой ремонт".
Правда, вызывает сомнение формулировка "ремонт" по отношению к памятникам истории и культуры, которые подлежат либо реставрационному воссозданию, либо консервации. В конце августа строители занимались восстановлением крыши и утраченных резных деталей, а это уже имеет отношение к реставрационному процессу, который должен пройти путь от создания проекта до его согласования.
"Чтобы памятники работали, надо работать над концепцией развития музея", – разъясняет ситуацию руководитель Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области Татьяна Туманова. Значит, пока не появится продуманная концепция, которая объединит весь предыдущий исследовательский опыт, не будет и масштабной научной реставрации, памятники могут рассчитывать только на рядовой ремонт.
Концепция
27 марта 2008 года Законодательным Собранием Тверской области был принят Закон об областной целевой программе "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2008 год". На музей обратили внимание местные власти, выделили средства на ремонтно-реставрационные работы аварийных строений, на ограждение музея и пожарно-охранную сигнализацию.
Согласно программе 600 тысяч рублей пойдут на разработку концепции развития архитектурно-этнографического музея под открытым небом в селе Василево. Исполнителем назначен Комитет по культуре Тверской области, который согласно законодательству должен сначала провести тендер. Попытки узнать, кто курирует исполнение программы, проведен ли тендер, кому поручена разработка концепции, в каком направлении чиновникам от культуры видится будущее музея в Василево - все оказалось тщетно.
Никакой информацией о концепции не обладает и заместитель директора по научной работе Тверского объединенного музея Игорь Нагибин. По его словам, музей ожидает появления концепции, но повлиять на процесс не может. "Лично мне близка идея этнографического комплекса Витославицы", поделился он.
Напомним, что музей Витославлицы, основанный в 1964 году, спланирован по принципу старых новгородских деревень с композиционным центром. Крестьянские усадьбы по возможности представлены полным набором жилых и подсобных построек, которые собирались по всей Новгородской земле.
Один из принципов музея Витославлицы – "не быть мертвым организмом". Это проявляется, во-первых, в создании экспозиций из жизни и быта крестьян, во-вторых, в проведении многочисленных мероприятий с ремесленной, торговой, игровой, фольклорной деятельностью, праздниками, огородами, садами и прочим.
Кстати, это созвучно и с "основоположником жанра" - основанным в 1891 году этнографическим комплексом под открытым небом Skansen в Стокгольме. Он не только ведет активную событийную деятельность, но и предлагает живые фольклорные модели. В шведском "Скансене" посетителям предоставлена возможность побывать в традиционной скандинавской деревне, где крутится мельница, животные бродят по скотному двору, на веревках сушится белье, а женщины в традиционных платьях занимаются домашними делами.
Оживлен и город ремесленников - в гончарной, полиграфической и стеклодувной мастерских каждый день кипит работа, в пекарне и лавке пряностей повара готовят по старым рецептам и технологиям. Каждый желающий может наблюдать за работой мастеров и приобрести произведенную на глазах продукцию - хлеб, керамические изделия, тарелки, сделанные жестянщиком на токарном станке путем холодной вытяжки, листы и открытки, отпечатанные на типографском станке XIX века. Это не примитивные поделки и сувениры, это старое ремесло, перешагнувшее черту искусства.
Такой аутентичный живой городок ремесел способен не только привлечь огромное количество туристов, но и сделать музейную структуру рентабельной. Но, видимо, у нас свой путь. "Деревне Василево" не обязательно копировать европейские скансены, музей способен создать свою модель бытования. Остается донести до наших властей, что культура – это прибыльное и долговременное вложение.