Банк России 11 сентября фактически признался в том, что российскую банковскую систему поразил кризис ликвидности. По словам зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, российские банки остро нуждаются в заемных средствах для проведения операций. Такие средства у Банка России есть, и он готов их предоставить нуждающимся. Однако до каких масштабов развернется эта помощь, никто предсказать не может. В случае, если кризис обострится, под ударом окажется вся отечественная экономика.
До этого россияне могли видеть что такое "кризис ликвидности" на примере западных стран, где он бушует уже многие месяцы. Означает эта фраза отсутствие у финансовых институтов достаточного количества средств для погашения кредитов. В результате цепной реакции банки все менее охотно кредитуют как частных лиц и компании, так и друг друга. Это приводит к росту кредитных ставок и таким образом, болезненный процесс подпитывает сам себя. В США он уже привел к краху и поглощению инвестбанка Bear Stearns и 11 региональных банков, на очереди еще один гигант Уолл-Стрит - Lehman Brothers.
Как раз после мартовской ситуации с Bear Stearns российские финансисты впервые заговорили о том, что кризис может добраться и до отечественного рынка. С целью предупредить возможную угрозу, Минфин создал депозитные аукционы, где на одну-две недели размещались средства бюджета. Аналогичным образом банкирам предлагались и деньги госкорпораций. Но тогда тревога оказалась ложной. Банки не проявили особого интереса к привлечению дополнительных средств, обычно выбирая по 10-20 процентов от предложенного Минфином. А на аукционе 1 июля ведомству Алексея Кудрина вообще не удалось разместить ни рубля.
Совсем иначе пошли дела в августе, когда ситуация на финансовых рынках изменилась на полностью противоположную. Отток капитала из страны привел к тому, что ежедневные падения индексов РТС и ММВБ стали исчисляться несколькими процентами. А спрос на государственные средства резко вырос. 28 августа он превысил предложение госкорпорации Фонд ЖКХ в 4,5 раза.
К концу первой декады сентября Минфин стал выставлять на аукционы суммы в 90-100 миллиардов рублей (весной-летом они, как правило, составляли не более 50 миллиардов). Кроме того, конкурсы были решено проводить два раза в неделю, а не один, как раньше. Все предложенные "короткие" деньги расхватывались как горячие пирожки.
Более того, колоссально вырос спрос на средства, предлагаемые ЦБ в рамках аукционов РЕПО. Эти аукционы фактически представляют собой ломбард, в котором банки закладывают свои активы на одни сутки в обмен на кредиты. Система РЕПО в России заменяет принятое на Западе рефинансирование по установленной ЦБ ставке. У нас, в отличие от США или европейских стран, ставка рефинансирования не используется для регулирования экономических процессов.
На последнем аукционе РЕПО была выбрана практически вся предложенная сумма - 249 миллиардов рублей под 7,11 процента годовых. А за два последних дня сумма заимствований составила полтриллиона рублей. Такой ажиотаж показывает, что банкам деньги нужны просто позарез и что оценка ситуации ЦБ полностью соответствует действительности.
Финансовому кризису на Западе исполнился уже год. Однако на Россию кризисные явления распространились сравнительно недавно. В первую очередь, это связано с тем, что РФ, как поставщик стремительно дорожающей нефти, не испытывала никаких сложностей с притоком капитала из-за рубежа. Положительно сказывался и быстрый рост курса евро к доллару в первой половине года.
Теперь все наоборот. Нефть падает, а доллар растет такими темпами, что некоторые аналитики высказывают предположение о спланированной центробанками интервенции. В результате капитал начал массово уходить из России на американский рынок, как это бывает при обострении всех кризисов, даже если сами США находятся не в лучшей форме. Все-таки их финансовое положение традиционно считается более надежным, чем в любом другом государстве.
Масла в огонь подлил конфликт в Осетии и последовавшая за этим взаимная холодность России и стран Запада. Многие наблюдатели сделали вывод, что геополитическая напряженность в ближайшее время может привести к свертыванию экономического сотрудничества США и ЕС с одной стороны и РФ с другой. Да и угрозы санкций, пусть и не подкрепленные реальными шагами, инвесторов сильно нервировали.
Не стоит оставлять без внимания и чисто внутренние причины. Долгое время Минфин боролся с инфляцией в стране, которая, по мнению чиновников, была вызвана чисто монетарными причинами. В первую очередь – ростом денежной массы. Последнюю старались максимально сжать до уровня, который не допускал бы значительного роста потребительских цен. В июне Минфин сделал эту цель приоритетом всей экономической политики в стране, объявив о разработке режима так называемого инфляционного таргетирования. Политика эта на полных оборотах еще не заработала, однако результат уже имеется. Россия испытывает колоссальный приток экспортной выручки, но денег при этом в стране все равно нет.
Высшие государственные чиновники, оказавшись в новых условиях, начинают спешно пересматривать свои экономические приоритеты. Интересно, что еще осенью прошлого года представители Ассоциации российских банков, РСПП, Минэкономразвития один за другим предлагали направить часть накопившихся у государства средств на финансовый рынок. Однако тогда эти призывы были восприняты в штыки.
Сейчас, как уже упоминалось ранее, в финансовые институты вброшены куда большие средства. В ситуацию вмешался даже президент Дмитрий Медведев, заявивший о необходимости господдержки фондового рынка.
То, что российской банковской системе отступать некуда, совершенно очевидно. Многим банкам предстоит погашение кредитов, взятых в свое время на западе. Перезанять за рубежом нет никакой возможности, поскольку европейские и американские банкиры больше озадачены своим собственным спасением и средства готовы выдать только под огромный процент. Без помощи со стороны российские банки ожидает то же самое, что и американские, только в значительно большем масштабе.
А если часть банков лопнет, а другие из-за нехватки средств свернут кредитование, это будет означать стремительное падение темпов экономического роста страны и доходов граждан. И тут уже не спасут никакие нефтяные сверхдоходы.
Реально ли государству сейчас остановить "финансовое цунами"? С одной стороны, уровень национальных сбережений сейчас достаточно велик, что позволяет России достаточно долго держаться в "автономном плавании", не завися от конъюнктуры западных рынков. Однако финансовая инфраструктура в стране пока еще недостаточно развита, чтобы вложенные средства были применены максимально эффективно и сумели бы быстро загрузить ликвидностью нуждающийся в ней рынок. Кроме того, не исключено и дальнейшее обострение кредитного кризиса на Западе, что вкупе с падением цены на нефть и другие экспортные ресурсы России может привести к еще большему "затягиванию поясов" в отечественной финансовой сфере.