Никто не застрахован Sky Express может пойти по стопам AiRUnion

Росавиация пригрозила лишить лицензии Sky Express, одного из немногих в России бюджетных авиаперевозчиков, если компания не расплатится по долгам. И хотя по уверениям самой компании и аэропорта "Внуково", чьим арендатором она является, у Sky Express неурегулированных задолженностей нет, авиаперевозчик все же может если и не пойти по стопам авиационного альянса AiRUnion, то уж точно утратить часть своей стоимости.

За долги остановим

Отправной точкой неприятностей авиакомпании Sky Express может послужить заявление руководителя Росавиации Евгения Бачурина. 10 сентября 2008 года он объявил, что компания может в течение двух недель лишиться лицензии на осуществление полетов, если не ликвидирует задолженность в размере миллиарда рублей.

Сама Sky Express наличие неурегулированных долгов опровергла, заявив, что сумма, о которой идет речь, является совокупной задолженностью компании, состоящей из товарных кредитов поставщиков. При этом просроченных долгов у Sky Express нет. Основным кредитором авиакомпании является аэропорт "Внуково" и его топливозаправочная компания. По их словам, Sky Express ни аэропорту, ни его структурам ничего не должна.

Поводом для заявления Бачурина мог послужить кризис авиационного альянса AiRUnion, в который входят компании "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". Их совладельцами являются братья Борис и Александр Абрамовичи. Примечательно, что они же контролируют и 40 процентов акций Sky Express. То, что этот авиаперевозчик продолжает полеты без каких-либо трудностей и в полном объеме, в то время как остальные авиакомпании Абрамовичей находятся в кризисе, и впрямь вызывает некоторые подозрения.

Бюджетный авиаперевозчик Sky Express был создан в 2006 году генеральным директором "Красэйра" Борисом Абрамовичем. Парк авиакомпании состоит из девяти самолетов Boeing 737. В 2007 году компания перевезла 680 тысяч пассажиров по восьми направлениям. Сегодня она обеспечивает около 13,2 процента пассажироперевозок аэропорта "Внуково", где и базируется. По итогам 2007 года выручка компании составила 1,4 миллиарда рублей, а чистый убыток - 750 миллионов рублей.

Впрочем, почему именно было сделано заявление о возможном отзыве лицензии, пока не ясно. Как пишет газета "Коммерсант", Бачурин просто решил перестраховаться от возможных претензий со стороны прокуратуры, обвинившей его ведомство в бездействии в отношении альянса AiRUnion. Таким образом глава Росавиации как бы просигнализировал, что находится в курсе дел Sky Express.

Напомним, что из-за задолженности перед поставщиками авиационного топлива AiRUnion вынужден был задержать отправку нескольких десятков рейсов в конце августа - начале сентября. Причиной возникновения долгов стали высокие цены на авиационное топливо, из-за которых общая сумма задолженности авиакомпаний AiRUnion составила около 800 миллионов долларов.

По этой же причине госкорпорация "Ростехнологии", под чье управление будет передан авиаальянс, совместно с Росимуществом начала разработку плана банкротства головной компании AiRUnion "Красэйр", а также "Домодедовских авиалиний". Сам же гибнущий альянс корпорация "Ростехнологии", правительство Москвы и администрация Красноярского края решили включить в новый, который будет создаваться на базе "Атлант-Союза". В него также войдут ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток-авиа".

В новый альянс может войти и Sky Express. Как пишет "Время новостей", правительство Москвы рассматривает такую возможность. Неясно только, каким образом авиакомпания может быть интегрирована в крупный авиаальянс, учитывая ее дискаунтерную направленность. Для сравнения, улететь из Москвы в Санкт-Петербург самолетом Sky Express можно примерно за 1300 рублей. Перелет эконом-классом ГТК "Россия" обойдется пассажирам по меньшей мере в три тысячи рублей.

Кроме того, включение компании в структуру другой, более крупной, скорее всего потребует денежных трат на выкуп доли в Sky Express, чьи акции помимо Абрамовичей, контролируют также Европейский банк реконструкции и развития и британские фонды Altima Partners, MG Capital и Sloane Robinson.

Материальный ущерб

Заявление Бачурина отрицательно скажется на репутации авиакомпании и может отразиться на ее стоимости. Последнее на пользу авиаперевозчику уж точно не пойдет, особенно если учесть, что он готовится к дополнительной эмиссии акций и находится в поиске новых инвесторов. В частности, совладелец "Внуково" Виталий Ванцев заявил, что ему поступило предложение от акционеров Sky Express принять участие в допэмиссии.

Ванцев рассчитывает получить 30 процентов акций авиаперевозчика, став тем самым крупнейшим акционером компании и значительно осложнив ее возможную интеграцию в новый авиационный альянс. Сумма возможной сделки не раскрывается, однако по приблизительным оценкам стоимость трети ценных бумаг Sky Express может составить 50 миллионов долларов.

История неприятностей Sky Express только начинается и сказать, как она завершится, пока невозможно. Скандальная история авиаперевозчика в очередной раз доказывает, что от кризиса в России не застрахована ни одна компания.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше