Политический кризис в Боливии, вызванный противостоянием президента-социалиста Эво Моралеса и губернаторов пяти наиболее богатых провинций, требующих большей автономии от центра, вышел на международный уровень. В конфликт оказались втянуты США и Венесуэла. Уго Чавес пообещал оказать Моралесу вооруженную поддержку. Боливийские военные заявили, что будут рассматривать это как агрессию. В самой стране прошли столкновения между сторонниками президента и оппозиции. В связи угрозой гражданской войны, которая может перерасти в международный вооруженный конфликт, соседи Боливии собрались на экстренный саммит в Сантьяго.
В основе нынешнего кризиса в Боливии лежат не только политические, но в равной степени экономические, социальные и даже этнические противоречия. Из всех латиноамериканских стран Боливия является самой "индейской" страной - индейцы составляют около 72 процентов населения: из них самыми многочисленными являются кечуа - 30 процентов, за ними идут аймара - 25,2 процента. 27 процентов являются метисами и еще 12 процентов приходится на белых: потомков испанских колонистов и иммигрантов из Европы.
При этом по данным МВФ, 70 процентов населения Боливии живут за чертой бедности. Социальному и этническому отчасти соответствует географическое разделение страны. Экономическая активность и процветание сосредоточены в восточных равнинных департаментах - Бени (Beni), Пандо (Pando), Санта-Крус (Santa Cruz) и Тариха (Tarija) - где расположены основные залежи природного газа и нефти. Западные, так называемые горные, или высокие департаменты - Чукисака (Chuquisaca), Кочабамба (Cochabamba), Оруро (Oruro), Ла Пас (La Paz) и Потози (Potosi), на территории которых располагается столица страны Сукре и административный центр Ла-Пас, со свертыванием горнодобычи, пришли в упадок.
Жителей горных регионов традиционно называют "Collas", равнинных "Cambas". Помимо названия между ними существуют и лингвистические различия: жители равнин говорят на испанском диалекте "рио-де-ла-плата", жители горных регионов - на андском диалекте, более близком к испанскому. Власть в восточных провинциях принадлежит представителям постколониальных "белых элит" и метисам. Не без оснований считая себя экономическим центром страны, они образовали политико-экономическое объединение, получившее название "Полумесяц" ("Media Luna"), по форме очертания, которое новое объединение образует на карте.
Противоречия между "Collas" и "Cambas" обострились после прихода к власти профсоюзного лидера, социалиста Эво Моралеса, который стал первым индейским президентом страны. Моралес сразу повел войну с "галстучниками", как он презрительно называл капиталистов с равнин. Основой его политической программы стало перераспределение богатств, получаемых от газо- и нефтедобычи в пользу обездоленных слоев общества - коренных индейских жителей. Моралес предложил реформу конституции, которая предусматривала введение государственного контроля над экономикой, ограничение размеров земельной собственности и автономии департаментов. Природные ресурсы объявлялись собственностью государства.
В конституционном собрании, избранном в июле 2006 года, сторонники Эво Моралеса из партии "Движение к социализму" (Movimiento al Socialismo - MAS) получили большинство в две трети голосов, что позволяло принять конституцию без оглядки на политических оппонентов. В декабре 2007 года текст новой конституции из 411 статей был одобрен Конституционным собранием. Окончательное утверждение нового основного закона государства должно было пройти путем общенационального референдума, намеченного через год на декабрь 2008 года.
Предлагаемая Моралесом конституционная реформа, как и ожидалось, вызвала резкое недовольство в департаментах "Полумесяца", которые в свою очередь заявили, что не примут новую конституцию, и инициировали референдумы по вопросу об автономии. На референдумах, прошедших в мае-июле 2008 года, за автономию высказалось большинство жителей департаментов "Полумесяца": Санта-Крус, Бени, Панда, Тариха, а также жители департамента Чукисака.
Чтобы преодолеть политический кризис и возможный раскол страны Эво Моралес инициировал общенациональный референдум о доверии президенту и главам департаментов. Голосование 10 августа принесло парадоксальные результаты: избиратели поддержали Моралеса, но вместе с ним также проголосовали за префектов мятежных департаментов. Таким образом, вместе того, чтобы разрешить политический кризис, референдум его фактически цементировал.
Обострение кризиса произошло в сентябре 2008 года и в какой-то степени было спровоцировано действиями посла США в Боливии Филиппа Гольдберга (Philipp Goldberg), который встретился и провел переговоры с представителями мятежных регионов. Эво Моралес, никогда не отличавшийся любовью к США, расценил это как вмешательство во внутренние дела государства, объявил Гольдберга персоной нон-грата, приказав в течение 72 часов покинуть страну. Боливию поддержал Уго Чавес, который со своей стороны также объявил о высылке американского посла из Каракаса.
Уго Чавес также заверил Моралеса в своей поддержке, заявив о готовности оказать Боливии военную помощь в случае сепаратистского бунта. Президент Венесуэлы в очередной раз обрушился на США, пожелав, чтобы "вонючие янки убирались в ад". Дополнительный вес воинственным заявлениям Чавеса придало прибытие в Венесуэлу российских стратегических бомбардировщиков Ту-160, а также запланированные в Карибском море совместные учения ВМФ РФ и ВМС Венесуэлы, в которых должен принять участие флагман российского флота "Петр Великий".
Ряд наблюдателей отметили в этой связи, что Уго Чавес решил использовать раздираемую кризисом Боливию как плацдарм для развязывания новой Холодной войны. Другие считают, что активные действия президента Венесуэлы вызваны эго опасениями за судьбу регионального политико-экономического объединения ALBA (Alternativa Bolivariana para los pueblos de Nuestra America - "Боливарианская альтернатива для народов нашей Америки"), которое задумывалось как противовес влиянию США. Помимо Боливии и Венесуэлы в ALBA входят Куба, Никарагуа и Гондурас. Президент Гондураса Мануэль Селайя (Manuel Zelaya) также поспешил встать на сторону Боливии и отложил церемонию принятия верительных грамот нового посла США.
В любом случае позиция Чавеса не способствовала разряжению ситуации, скорее напротив. Боливийские военные крайне обеспокоились обещанием президента Венесуэлы при необходимости оказать вооруженную помощь Эво Моралесу. Командующий боливийской армией, генерал ВВС Луис Триго (Luis Trigo) заявил, что армия не потерпит иностранного вмешательства во внутренние дела Боливии и будет пресекать любые попытки зарубежных военных проникнуть в страну.
Тем временем в самой Боливии ситуация еще больше накалилась. В мятежных департаментах дело дошло до массовых выступлений против сторонников центрального правительства. В департаменте Пандо группа оппозиционеров напала на крестьян-индейцев. В столкновении погибли 18 человек. Были предприняты ряд диверсий на газопроводах, которые привели к кратковременному прекращению поставок газа в Бразилию и Аргентину. Эво Моралес объявил в стране день траура по погибшим крестьянам. В департаменте Пандо было введено чрезвычайное положение, военным и полиции приказано усилить меры по охране газопроводов. Кроме того, был выдан ордер на арест префекта Леопольдо Фернандеса (Leopoldo Fernаndes), которого обвиняют в создании незаконных вооруженных формирований.
Перед лицом угрозы гражданской войны Эво Моралес и префект Марио Коссио (Mario Cossio), который представляет интересы пяти сепаратистских департаментов - Тариха, Санта-Крус, Бени, Пандо и Чукисака - 13 сентября провели переговоры в Ла-Пасе. По некоторым данным, Моралес согласился пойти на компромисс и внести в текст конституции ряд изменений в интересах представителей "Полумесяца". Однако сказать, насколько стороны готовы договариваться, с определенностью нельзя: в тот же вечер, выступая перед своими сторонниками на митинге, Моралес призвал их защищать революцию до последней капли крови.
В сложившейся ситуации важное значение приобретает роль посредников. Соседи Боливии 15 сентября собрались на экстренное совещание в чилийской столице Сантьяго, чтобы обсудить урегулирование конфликта. Сообщается, что Чили и Бразилия фактически поддержали Моралеса, отметив что не потерпят силовой смены власти в Боливии. Вероятно, что роль посредника возьмет на себя Бразилия, которая напрямую граничит с боливийскими департаментами "Полумесяца" и поддерживает с ними крепкие экономические связи. При этом президент Бразилии Луиш Инасиу Лула да Силва пользуется одинаковым уважением и у Эво Моралеса, и у Уго Чавеса и у американской администрации. На первом этапе все усилия будут направлены на восстановление спокойствия, однако в перспективе разрешение кризиса завист от того, смогут ли стороны договориться по тексту новой конституции.