Кандидат в вице-президенты США Сара Пэйлин с самого начала участия в предвыборной борьбе оказалась в центре внимания прессы. Впрочем, интерес к личной жизни губернатора Аляски быстро сошел на нет. А вот подробности ее политической деятельности продолжают подвергать пристальному изучению.
Буквально через день после того, как Джон Маккейн представил свою напарницу избирателям штата Огайо, в СМИ появились сообщения о расследованиях, которые ведет в отношении Сары Пэйлин Юридический комитет Сената Аляски.
Самой громкой стала история об увольнении уполномоченного штата Аляска по общественной безопасности Уолта Монегана 11 июля 2008 года. По официальной версии Монегана уволили за несоответствие занимаемой должности и неспособность работать в команде. Однако спустя некоторое время после отставки Уолт Монеган в эфире телеканала KTUU изложил собственную версию причин увольнения. Монеган утверждает, что исполнял служебные обязанности хорошо, и поплатился именно за это. По его словам, он был уволен за то, что не захотел лишить работы в полиции мужа сестры губернатора Майкла Вустера: Монеган счел, что сложный бракоразводный процесс и неприятная для семьи губернатора тяжба – не повод отправлять в отставку добросовестного сотрудника.
При этом Уолт Монеган уверяет, что Пэйлин не обращалась к нему с просьбой уволить Вустера. Это пожелание ни разу не было высказано напрямую, но Монеган ощущал постоянное давление со стороны губернатора и ее ближайшего окружения. В конце концов именно его упрямство, считает бывший уполномоченный по безопасности, привело к его увольнению.
Сара Пэйлин заявила, что ни о чем подобном не могло быть и речи, тем более, что сразу после отставки Монегану был предложен другой пост, от которого он отказался сам. Монеган же счел, что если примет новое назначение, то тем самым согласится молчать о ситуации с Вустером. Расследование этого случая возглавил сенатор штата Аляска от Демократической партии Холлис Френч. Однако о политических мотивах этого дела тогда не говорилось: республиканцы объясняли все мстительностью или искренним заблуждением Монегана.
Но когда Сара Пэйлин за одну ночь из губернатора самого что ни на есть отдаленного штата превратилась в одно из главных действующих лиц предвыборной борьбы, некоторые республиканцы заговорили о том, что демократы не напрасно дали ход делу о злоупотреблении полномочиями. Тем более что результаты расследования комитет пообещал опубликовать в октябре – то есть до президентских выборов. Для дачи показаний был вызван муж Сары Пэйлин.
Наконец, 15 сентября стало известно, что Сара Пэйлин отказывается сотрудничать с комитетом. Штаб Маккейна объяснил это тем, что демократы используют дело в политических целях, и хотя невиновность губернатора Аляски неизбежно будет доказана, комитет может затянуть с расследованием, чтобы понизить накануне выборов рейтинг Джона Маккейна и его напарницы. А бывшая пресс-секретарь Сары Пэйлин Мэг Стейплтон зашла еще дальше – она заявила журналистам, что сторонники Барака Обамы в комитете шпионят и предоставляют штабу кандидата материалы следствия.
В штабе Обамы эти обвинения охарактеризовали как "паранойю" и заявили, что не посылали никого на Аляску следить за расследованием в адрес Пэйлин. А глава Юридического комитета Холлис Френч отметил, что хотя и является сторонником кандидата от демократов, никогда не стал бы передавать материалы дела тем, кому не полагается иметь к ним доступ.
С участием Сары Пэйлин или без, но следствие продолжается. Кстати, ее и ранее обвиняли в превышении полномочий: в 1996 году, после избрания на пост мэра города Василла Пэйлин отправила в отставку начальника городской полиции Ирла Стамбаха. Тогда говорили, что причиной тому стали их политические разногласия.
Не только громкие отставки и сомнительные проекты, но и рутинная деятельность губернатора давно вызывали интерес общественности. Так, в июне активисты-республиканцы подали запрос на публикацию служебной переписки Сары Пэйлин. Губернатор не отказалась опубликовать письма. Но не все – примерно 1100 электронных посланий Пэйлин предпочла оставить в секрете.
Помимо надежды на то, что содержание переписки Сары Пэйлин прольет свет на дело об увольнении Уолта Монегана, у однопартийцев Пэйлин есть по меньшей мере две претензии к манере губернатора решать служебные вопросы. Во-первых, утверждают, что около сорока писем из тех, что Пэйлин не стала публиковать, были переадресованы ее мужу Тодду Пэйлину. Он не является государственным служащим и избиратели Аляски не давали ему доступа к делам штата, так что пересылку ему электронных писем могут счесть нарушением со стороны Сары Пэйлин.
Во-вторых, часть служебной переписки Пэйлин вела с личного адреса gov.sarah@yahoo.com, а не с рабочей электронной почты. Более того, секретарь губернатора напоминала тем, кто обращался на официальную почту, что с Пэйлин проще связаться по личному адресу. Специалисты утверждают, что губернатор тем самым ставила под угрозу безопасность переписки, и это при том, что официальную электронную почту защищали и делали конфиденциальной на деньги налогоплательщиков.
Наконец, хорошим поводом для упреков в адрес Пэйлин стало то, что изначально она поддерживала строительство так называемых "мостов в никуда". Так называют мост, который должен был соединить город Кетчикан с островом Гравина, а также мост Дона Янга между Анкориджем и Василлой. В строительстве этих мостов не было смысла: например, население Кетчикана составляет восемь тысяч человек, а население Гравины – 50 человек. По мосту ежедневно проезжали бы от силы двести человек. Тем не менее в ходе избирательной кампании на губернаторский пост Пэйлин настаивала на строительстве мостов.
Эту идею активно критиковал нынешний кандидат в президенты США Джон Маккейн. Тем не менее, Конгресс выделил на строительство 442 миллиона долларов. Сара Пэйлин отменила постройку моста между Кетчиканом и Гравиной, объяснив это недостаточным финансированием проекта. А деньги штат Аляска в федеральный бюджет не вернул – их решили потратить на ремонт и проведение дорог в тех районах, где должны были быть мосты.
Вопрос о постройке моста из Василлы (население которой составляет семь тысяч человек) в Анкоридж по-прежнему находится на рассмотрении. По оценкам специалистов, на его строительство потребуется 600 миллионов долларов. И Сара Пэйлин пока не отвергла этот проект. Так что "мост в никуда" еще может быть построен.
В прессе уже прекратили обсуждать беременность несовершеннолетней дочери Сары Пэйлин, слухи об изменах Пэйлин мужу также не нашли подтверждения. В списке расходов губернатора, оплаченных штатом Аляска, не обнаружили ничего неожиданного. А сообщения о том, что когда-то губернатор состояла в политической организации, отстаивавшей независимость Аляски от США, и вовсе остались практически незамеченными.
Безусловно, Маккейн выбрал в напарницы неоднозначную фигуру, которая зачастую является удобной мишенью для критики демократов. Однако всеобщее увлечение Сарой Пэйлин снизило интерес к его сопернику Бараку Обаме. Если своим неожиданным выбором Джон Маккейн хотел ослабить и без того зачахнувшую "обамоманию", он, безусловно, добился своего.