Экономика
23:13, 17 сентября 2008

Скорая финансовая помощь Американское государство третий раз в этом году спасает разорившихся финансистов

Крупнейшая страховая компания США American International Group была в последний момент спасена от банкротства Федеральной резервной системой. Государство выкупило 80 процентов акций AIG, уволило топ-менеджмент и вложило 85 миллиардов долларов на поддержание базы капитала. Это уже третья "спасательная операция" в отношении финансовых институтов, произведенная властями США в этом году.

Трудности AIG начались еще в конце 2007 года, когда стало известно о массовых списаниях компанией ее активов. В результате в четвертом квартале чистый убыток страховщиков составил рекордные 5 миллиардов долларов. Не изменилась картина и три месяца спустя, когда убытки составили 5,4 миллиарда. Кроме того, компания была вынуждена взять на себя долги еще нескольких дочерних фирм, отчего отрицательные показатели баланса поднялись еще на 5 миллиардов.

До поры до времени эти неприятности были вполне терпимы. У любой компании бывают неудачные периоды, но это далеко не всегда означает банкротство или распродажу активов. Однако к началу осени ситуация поменялась. Кредитный кризис в США и Европе перешел в острую стадию, стоимость рефинансирования для большинства игроков на финансовом рынке резко повысилась. Наиболее слабые и неустойчивые из них были практически обречены, и AIG оказалась в их числе.

12 сентября акции AIG рухнули на 40 процентов на фоне распространившихся слухов о хронической нехватке у компании средств на погашение текущих платежей. После этого события начали развиваться стремительно. 15 сентября компания объявила о продаже части активов для восстановления капитала. Одновременно рейтинговые агентства Standard & Poor's и Moody's понизили рейтинг страховщиков сразу на три ступени, с "AA-" до "A-".

В прессе начали циркулировать слухи о возможной продаже компании. Однако утром 16 сентября ФРС предложила AIG поискать средства самостоятельно. Тем временем, представители ведущих американских банков собрались для обсуждения путей спасения страховщика. Но, судя по всему, переговоры ни к чему не привели. Вечером того же дня стало ясно, что компанию спасет только прямое вмешательство государства.

Хотя всего за два дня до этого власти США проигнорировали крах Lehman Brothers, хладнокровно дав ему обанкротиться, второй раз подряд поступить таким образом они не могли. AIG владела почти вдвое большим объемом активов, чем Lehman. Кроме того, компания страховала более 400 миллиардов долга крупнейших финансовых организаций мира. Одна только потеря этой страховки могла бы принести колоссальный единовременный ущерб в десятки миллиардов долларов.

Косвенно ситуация в AIG привела к рекордному росту ставки суточных межбанковских кредитов LIBOR, подскочившей 16 сентября вдвое - до 6,44 процента. Рост ставки был спровоцирован неуверенностью и недоверием банков и других финансовых организаций друг к другу. Во времена, когда банкротства "монстров" финсистемы происходят чуть ли не ежедневно, никто не может быть стопроцентно уверен в том, что завтра это не случится с твоим, казалось бы, надежным партнером. Рисковать ценящейся сейчас на вес золота ликвидностью в таких деловых условиях никто не хочет.

Отрицательные последствия роста ставки налицо. Скажем, ипотечные кредиты в США зачастую привязаны к этому показателю, и его подъем может означать еще больший упадок в отрасли жилищного строительства. А ведь именно он стал базовой причиной всех происходящих сейчас на рынке процессов.

Поэтому ведомство Бена Бернанке, несмотря на свои прежние заверения, все-таки было вынуждено вмешаться. ФРС выкупила акции компании (упавшие за год более чем в 20 раз), уволила исполнительного директора Роберта Виллюмстада и вложила в компанию около 85 миллиардов долларов. Как было отмечено в заявлении Федерального резерва, это было сделано для того, чтобы предотвратить "беспорядочный развал" компании. Теперь AIG будет продавать ликвидную часть своих активов, имея государственные гарантии.

Теперь это федеральная собственность

В последнее время английское слово "bailout", означающее оказание поддержки (в данном случае, финансовой) стало чрезвычайно популярным среди финансистов. Такие bailouts американские власти произвели уже трижды в этом году, и все три раза масштабы поддержки были совершенно эпическими. В марте опосредованно был спасен от формального банкротства банк Bear Stearns, на покупку которого ФРС дало JP Morgan взаймы 30 миллиардов долларов. В начале сентября пришла очередь ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac. AIG стала третьей в очереди, и, возможно, не последней.

Эксперты расходятся в оценке этого явления. Участники рынка господдержку в целом одобряют, считая ее неизбежной и, безусловно, меньшим злом по сравнению с массовыми банкротствами, которые могут разрушить финансовую систему и повергнуть экономику в депрессию. Наиболее активно эту позицию выражает руководитель управляющей крупнейшим частным инвестиционным фондом в мире компании Pimco Билл Гросс (Bill Gross). Могущество американского государства, утверждает он, берет на себя удары, против которых не могут устоять частные компании и таким образом "жизнь продолжается".

Нуриэл Рубини. Фото с сайта stern.nyu.edu
Lenta.ru

Другая часть наблюдателей высказывает сомнение в осмысленности такой политики. В частности, один из самых известных критиков нынешнего финансового руководства США профессор Нуриэл Рубини (Nouriel Roubini) заявил, что спасательные круги, регулярно бросаемые правительством обанкротившимся банкам и фондам, ничего, кроме вреда не несут. По его словам, получается так, что прибыли остаются в корпорациях, а за их убытки должны нести ответственность налогоплательщики. Рубини считает, что такая практика аморальна.

Кроме того, возможности США не безграничны. Спасение финансовых институтов дорого обошлось американцам. За Fannie и Freddie пришлось заплатить, по оценкам экспертов, 200 миллиардов долларов, за AIG - 85 миллиардов. Это огромные деньги, увеличивающие долговое бремя США. Особенно это болезненно в момент, когда бюджетный дефицит в стране достиг рекорда в 400 миллиардов долларов. В будущем долг еще больше увеличится, поскольку сумма обязательств ипотечных агентств на конец августа превышала 5 триллионов долларов. Не вся эта гигантская цифра уйдет на баланс государства, но, по всей видимости, перенести на плечи граждан придется не менее полутора триллионов. Сейчас, напомним, госдолг США составляет около 9,5 триллиона долларов.

Критики предъявляют претензии и к самой форме оказания поддержки, поскольку она размывает доли акционеров в спасаемых компаниях. Это уже сказалось на стоимости акций AIG, продолживших падение и после вмешательства государства. Наконец, кредитный кризис после этих неординарных мероприятий никуда не делся. Инвесторы откровенно испуганы тем фактом, что только государство сейчас способно выкупать терпящие бедствия фирмы. Если это будет продолжаться и дальше, новые случаи национализации не за горами. Ближайшим на очереди является ссудо-сберегательный банк Washington Mutual, владеющий активами на несколько сотен миллиардов долларов. ФРС уже ищет для него покупателя, однако не факт, что таковой найдется.

< Назад в рубрику