Одной из главных особенностей хорошего проекта является умение разработчиков удивлять геймеров. В идеале, они должны демонстрировать что-то новое на протяжении всей игры. Тогда уж игроки точно не смогут оторваться от их очередного творения. Однако создать нечто подобное получается далеко не у всех разработчиков. Известный геймдизайнер Уилл Райт (Will Wright), за плечами у которого такие грандиозные проекты как The Sims и SimCity, нашел собственный выход из подобной ситуации. Он решил, что вместо одной игры геймерам нужно дать сразу пять полноценных проектов, объединив их в единое целое. И не прогадал.
Определить жанр новой игры Уилла Райта, которая получила незамысловатое название Spore (спора), очень непросто. Многие называют ее стратегией в реальном времени, хотя это утверждение далеко от реальности. Правильней будет сказать, что студия Maxis создала симулятор жизни, в котором любой одноклеточный безмозглый организм имеет все шансы развиться, выбраться на сушу, через несколько миллиардов лет подчинить себе всю планету и улететь в открытый космос на поиски новых звездных систем.
По замыслу разработчиков, жизнь на планете начинается с падения метеорита. В игре нет сюжета, нет лишних назойливых объяснений происходящего. Есть лишь высадившийся с метеорита организм, которому нужно выжить в этом недружелюбном мире любой ценой. На первой стадии единственная задача крохотного существа - найти еду, и при этом самому не стать обедом для более крупного врага. Важную роль играет и определение вкусовых предпочтений организма - будет ли он травоядным, плотоядным или сможет потреблять и ту, и другую пищу
Изначально существо плавает в двух измерениях. Геймеры, знакомые с игрой flOw наверняка смогут быстро освоиться с первой стадией Spore. С другой стороны, остальные здесь тоже ненадолго застрянут. Вырасти до необходимых размеров и подготовить существо к выходу на сушу можно менее чем за полчаса.
Важная особенность Spore заключается в том, что геймер самостоятельно выбирает внешний вид одноклеточного организма. Он может прикручивать к телу существа новые глаза, щупальца, шипы, жгутики, плавники, а также менять их местоположение и размер. Кроме того, в игре есть возможность перекрашивать своего подопечного в разные цвета. Некоторые из упомянутых частей тела носят декоративный характер, а какие-то помогут облегчить выживание.
Стоит отметить, что нельзя в любой момент открыть редактор и оторвать существу лишнее щупальце или наоборот, добавить пятый глаз. Чтобы внести какие-то изменения, нужно бросить брачный клич и найти похожую особь. Все новые конечности появятся только у потомства. Впрочем, ждать его появления не придется - как только будет закрыт экран редактирования, в мире появится новое эволюционировавшее существо.
Со временем вашему подопечному надоест барахтаться в воде, он отрастит подходящие конечности, выйдет на сушу и поселится в гнезде. Вторая стадия (как и все последующие) позволяет путешествовать по трехмерным локациям, однако основная задача остается прежней - нужно развиваться. Главное отличие от клеточного уровня заключается в появлении у существа мозга. Понятно, что для его развития одной еды недостаточно. На второй стадии ключевую роль играет новый ресурс - общение. Хотя о поисках пищи все равно не стоит забывать.
Освоившись на суше, существо приступает к исследованию окружающего мира. Вокруг полно гнезд, в которых живут другие существа. Кто-то настроен нейтрально, кто-то негативно относится к появлению животных другого вида вблизи места их обитания, так что на второй стадии Spore найдется дело как для мирных геймеров, так и для любителей решать конфликтные вопросы силовыми методами.
Для того чтобы подружиться с другими существами, придется чем-нибудь привлечь их внимание (например, песнями или танцами). Поначалу для этого достаточно одного животного, но чем дальше будет продвигаться геймер, тем привередливее будут потенциальные союзники. В этом случае повысить шансы на успех поможет создание стаи. Причем в нее могут войти как особи только одного вида, так и другие существа, с которыми уже заключен союз. Вообще дружба - самый простой способ завершить вторую стадию эволюции. Можно и воевать, кусаясь или нанося противникам удары с разбега, но это не так интересно.
Отметим, что на второй стадии формируется окончательная внешность существа. Чтобы ее подкорректировать, необходимо, как и раньше, устраивать брачные игрища и откладывать яйца, из которых будут вылупляться новые особи. Когда мозгу станет тесно в установленных рамках (в прямом и переносном смысле), геймеру предложат перейти на новую стадию. И перед этим желательно убедиться, что у существа все конечности на своих местах, так как в дальнейшем можно будет лишь менять одежду. Ну, или что там ее заменяет.
На третьей стадии начинается самая настоящая стратегия в реальном времени. От стаи геймер переходит к племени, у которого есть свой костер, примитивная хижина и тотем. Количество существ, которыми можно отдавать приказы, увеличивается, причем каждому из них нужно найти какое-то дело. Кто-то должен заняться добычей пищи, кто-то должен взять в руки оружие и встать на защиту племени, а кому-то предстоит налаживать дипломатические отношения с другими племенами.
Как и прежде, геймеры могут выбрать мирный путь. От того, что было на второй стадии, он отличается тем, что теперь для привлечения внимания можно использовать различные музыкальные инструменты. Ближе к концу дипломатические вылазки напоминают гастроли небольшого бродячего оркестра. Впрочем, завоевать другие племена можно не только силой слова, но и с помощью оружия. Причем на третьей стадии, когда появляются копья, топоры и факелы, воевать гораздо интересней. Кстати, задача на новой стадии также меняется. Развитие самого существа теперь не является приоритетом - важно захватить всех вокруг (или просто договориться с соседними племенами о сотрудничестве), чтобы была возможность основать собственный город.
Именно город становится основополагающим элементом на четвертой стадии. Разработчики решили, что будет лучше, если геймеры построят его сами, поэтому дизайн жилых строений, заводов и транспорта определяется исключительно широтой фантазии игрока. Транспорт, к слову, бывает двух типов - религиозный, который промывает мозги жителям соседних городов при помощи проповедей, и боевой. Естественно, количество юнитов возрастает по сравнению с предыдущей стадией.
Основная борьба ведется за новый ресурс - так называемую пряность. Каждый город контролирует несколько источников, благодаря которым он получает возможность отстраивать города и создавать новых юнитов. Главная цель на четвертой стадии - захват всех городов любыми доступными способами. Стоит отметить, что с появлением флота и авиации дружить, завязывать экономические отношения и создавать альянсы становится просто невыгодно. Хотя, кому как больше нравится.
Последняя пятая стадия полностью посвящена освоению космоса. Собственно, чем еще заниматься после создания захвата всей планеты? Некоторые западные коллеги склонны считать эту стадию лучшей из всех, так как именно она позволяет в полной мере осознать, насколько глобальную игру создали сотрудники Maxis под руководством Уилла Райта. На космическом корабле (естественно, собственного дизайна) существа вырываются из собственной, уже тесноватой звездной системы и понимают, что и на других планетах есть жизнь.
В этот момент Spore превращается в настоящий космосимулятор, с колонизацией других планет, межпланетной торговлей, войнами, в которых применяется исключительно футуристическое оружие, а также множеством разнообразных заданий. Но больше всего поражает какое-то невероятное для обычной игры количество планет. Причем они в игре не для красоты - практически на каждую можно высадиться и посмотреть, как она выглядит вблизи. А то и вовсе основать на ней новое поселение.
Игру Spore можно покритиковать за излишнюю легкость - при должном усердии дойти до последней стадии развития можно за один день, не испытав при этом практически никаких сложностей. Однако это как раз тот случай, когда важен не столько результат, сколько сам процесс игры. Если перестать бежать наперегонки со временем и попытаться понять, что же хотел сделать Уилл Райт, то приходит осознание того, что все недостатки этой милой и чертовски аддиктивной игры не так уж и важны. Возможно, в игре отсутствует некоторая глубина, свойственная полноценным стратегиям или космосимам, но это не делает Spore хуже.
Разработчики увязали вместе несколько игровых концепций, причем сделали это так ловко и умело, что переходы с одной стадии на другую практически незаметны и воспринимаются, как нечто очевидное. Непонятно лишь, почему до этого никто не додумался раньше. По сути, студия Maxis превратила монитор компьютера в огромный телескоп, который позволяет разглядывать даже самых мелких существ. По мере развития картинка постепенно отдаляется, но игра остается той же самой.
Относиться к Spore можно по разному. Для кого-то это очередной незамысловатый проект "от создателя The Sims" из серии "ребятам о зверятах". Для других - несколько часов приятного времяпровождения, когда игровой опыт, количество пройденных игр и скорость реакции игрока отходят на второй план, уступая место безграничной человеческой фантазии. Уилл Райт не разучился создавать хорошие игры и может удивить даже убежденных циников. Проверено.