Все больше россиян в любой сезон отправляются отдыхать за границу. И дело совсем не в желании "посмотреть мир", а в отсутствии возможностей отдохнуть в ближайших к дому местах с таким же уровнем сервиса и за хотя бы такие же деньги. Зачастую неделя-две, проведенные не только в традиционно дешевом Египте, но на европейских курортах – в Греции, на Кипре, в Хорватии-Черногории, обходятся процентов на 40 дешевле, чем отдых на тот же период в Подмосковье, даже с учетом перелета.
О сложностях "местного" отдыха Lenta.ru рассказал директор по стратегическому развитию УК "Avant Group" Артем Колесов.
Наступит ли когда-нибудь время, когда мы сможем отдыхать в России с таким же комфортом, как и за рубежом?
Ездить нужно везде. Агитировать отдыхать только в России - неправильно, на мой взгляд. Люди должны путешествовать по всему миру. Видеть и пробовать различные варианты отдыха в различных уголках земного шара. Это очень позитивно сказывается на формировании понятия "услуга", "сервис", "культура потребления услуги" у наших соотечественников, которое было полностью стерто за время Советской власти. А когда клиент станет более требовательным и сервис "подтянется". Уровень сервиса не может не изменяться в лучшую сторону. Просто сравните его 10 лет назад и сейчас.
А как же быть с ценой? Казалось бы, в наших широтах все должно быть дешевле, а получается наоборот.
Я не вижу предпосылок для понижения стоимости услуг в РФ. Скорее всего, стоимость услуг за границей вырастет и будет больше чем у нас. Это ярко показало лето 2008 года, когда цены на туры за границу выросли в связи с топливными сборами и ростом цен на размещение. На этом фоне в июле-августе 2008 цены на путевки в российские курортные отели и стоимость трансфера до них выглядели боле привлекательней для среднего класса. Но количество россиян улетевших в "дальние страны" не уменьшилось. Так что цена на отдых, конечно, влияет на принятие решения о месте его проведения, но не является единственным фактором.
На вопрос "где отдыхать" влияет цена, рекомендации друзей и турагентств, традиции, уровень сервиса, протяженность и стоимость трансфера, наличие загранпаспорта, уровень инфраструктуры как отеля, так и окружения (города, района) наличие детей, увлечения и масса прочих, включая политическую ситуацию.
И кто в результате ездит отдыхать в подмосковные гостиницы? Сколько в среднем стоит подмосковный отдых?
Номер в отелях уровня 3-4 звезды, находящихся на расстоянии до 100 километров от Москвы, в среднем стоит от 3,5-4 тысяч рублей в сутки. На расстоянии более ста километров можно найти за 2,5 тысячи, но уровень сервиса будет ниже. Верхнюю планку я даже боюсь называть, она зашкаливает, особенно в выходные. За 400-500 километров от Москвы в эти дни номер может стоить 6-7 тысяч.
Так что ежемесячный доход, чтобы отдыхать в Подмосковье в комфортных условиях должен быть от 30 тысяч рублей в месяц на одного члена семьи. И то, если у людей нет других дорогостоящих увлечений.
И что, несмотря на цену, все такие отели в Подмосковье загружены?
Все. Которые раскручены, которые на слуху, - все загружены. С одной стороны, Подмосковье – уникальное место с точки зрения всесезонности. Летом, в праздники и выходные дни гостиницы заполняют частные лица, в остальное время отлично выравнивают ситуацию корпоративы и бизнес-мероприятия.
С другой - нужно понимать, что сезонность никто и никогда не отменит. Лучший вариант борьбы с сезонным фактором – это не строить иллюзий по поводу того что "если что-то придумать и очень сильно захотеть, то в любом месте можно работать круглогодично". Это утопичная позиция. Если в районе, где предполагается строительство гостиницы, нет сформированного туристического потока и нет возможности его организовать в межсезонье – не нужно изобретать велосипед и строить конференц-залы, боулинги, крытые бассейны и бани, в надежде что это кому-то может понадобиться. Если бы это было так – тогда гостиницу можно было бы строить в любом месте: хоть в тундре, хоть в пустыне. На возможность круглогодичной работы объекта влияет масса факторов, которые должны быть выявлены на этапе маркетинговых исследований. После них принимается решение о формате работы отеля. И нет ничего страшного в том, что отель окажется "сезонным". Во всем мире есть "сезон" и "межсезонье". И в России это работает. Понимание этого на этапе разработки коммерческой концепции будущего объекта может сократить инвестиционный бюджет и увеличить привлекательность проекта для инвесторов.
Есть ли объекты, которые не востребованы даже в условиях дефицита предложения?
Есть даже полностью законченные объекты, которые не заполняются. Одна из причин, почему объекты не загружаются, хотя могли бы – это незаконченность инвестиционного периода. Многие собственники объектов считают, что если они приобрели в собственность здание, отремонтировали – иногда даже не до конца: холл не закончен, забор старый, то можно открываться. А потом жалуются, что объект не заполняется.
Инвестиционный период включает в себя не только стройку, комплектацию, но и набор сотрудников, их тренинги, а самое главное, он включает в себя продажи, потому что многие об этом до открытия не думают. Не заключается ни одного договора с туроператором, ни рекламы, ни продвижения сайта, ни координации. Даже навигации, как подъехать к отелю нет.
Еще одна ошибка – неверная концепция. Предположим, что есть участок земли, с водоемом, лесом. Собственник там построил гостиницу. Ему даже звонят и интересуются, но не едут. Почему? Потому что он не соответствует требованиям рынка – у него нет конференц-зала, значит, к нему не поедут корпоративные клиенты, если у него нет крытого бассейна, он уже будет проигрывать по загрузке на выходных и в межсезонье. Нет условий для занятий спортом и анимации – гостиница опять же проигрывает конкурентам.
То есть все-таки конкуренция есть, несмотря на дефицит предложения?
На самом деле это иллюзия, что если объектов мало, то можно построить гостиницу и все пойдет само собой. Гостиничный бизнес довольно сложен. Неподготовленные собственники не понимают ни этапы, ни цели гостиничного бизнеса. Даже вопрос, когда нужно приглашать консультантов, и то до сих пор вызывает споры.
Их надо приглашать на моменте разработки проектной документации. А еще лучше – еще до того, как купили площадку, чтобы консультанты сделали маркетинговое обоснование проекта.
Например, мы делали концепцию объекта во Владимирской области в 120 километрах от Москвы. Собственник собирался строить отель класса четыре звезды. Мы посмотрели и сказали, что нет, за эти деньги туда не поедут.
В результате была дана рекомендация, что формат должен быть эконом-класса, что он может быть круглогодичным, концепция должна быть ориентирована на семейный отдых. Чтобы было удобно мамам с детьми, папам чтобы было чем заняться. Но окупаемость будет около 11 лет.
Давайте вернемся к корпоративам. Неужели так много желающих поехать коллективом за город?
Достаточно много. Если объект расположен на расстоянии до 100 километров от Москвы, то загрузить корпоративы сейчас небольшая проблема. В 150 километрах это уже становится проблемой. Конечно, если объект обладает соответствующим для этого пакетом – большой конференц-зал – трансформер или несколько не очень больших конференц-залов, несколько переговорных, возможность организации банкета, кофе-брейка. Когда мы делали исследования по корпоративам, мы выяснили, что с одной стороны мест много – и старый номерной фонд, и реставрированный и новый. Заходишь в интернет – предложений масса - пансионаты, отели, спа-комплексы. Но когда говоришь с корпоративными клиентами, то понимаешь, что тут сервис не устраивает, там инфраструктура объекта, а где-то качество организации не соответствует ожиданиям.
Фактор удаленности вообще один из ключевых. Кстати, именно он влияет на класс отеля. Если у девелопера есть участок под строительство, то до 100 километров можно строить отель класса 3-4 звезды на 100-300 номеров. Причем затраты на строительство будут практически такими же, как и при строительстве объекта эконом-класса. Площадка стоит столько же, коммуникации подвести - столько же. Разница лишь в качестве отделки и комплектации. Остальное аналогично – на раскрутку, работу с туроператорами затраты те же.
А можно ли описать "идеальный подмосковный объект" с точки зрения девелопера? Есть ли точные характеристики? Каков идеальный формат отеля?
"Идеальный курортный объект в Подмосковье" - удаленность до 50 км от Москвы, расположен на берегу водоема в лесной зоне, номерной фонд от 150 до 300 номеров, уровня 3 – 4 звезды, с крытым бассейном и SPA комплексом, конференц-залом - трансформером и несколькими переговорными, для того, как я уже говорил, чтобы он был удобен и частным лицам, и корпоративным клиентам.
Какими преимуществами перед зарубежными проектами должны обладать российские, чтобы быть конкурентоспособными не только в "золотой период", когда российских проектов откровенно мало?
До этого еще далеко. Когда рынок насытится, пойдет сегментация – каждый будет искать своего клиента. Это реализация необычных концепций, создание действительно "клубных отелей" с необычной атмосферой и четкой целевой аудиторией. Также российские отели будут более ориентированы на клиента, чем зарубежные объекты. Тут уже не будет разделения на спа-отель, пансионат и санаторий, а начнутся более серьезные деления – на SPA-отели, отели, ориентированные на спортивный образ жизни, на санатории с лечением. И, конечно же, будет уделяться намного больше внимания таким вещам как архитектурные и дизайнерские преимущества проектов будущих гостиничных объектов различного формата.
Надо отметить, что этот процесс уже начинается. Я знаю один клубный йога-отель на 100 номеров в 350 километрах от Москвы, куда люди ездят на выходные. Им там помимо занятий йогой предоставляют специальный массаж, особое питание. И он загружен. Думаю, что когда настанет эпоха изобилия объектов, практически каждый отель будет иметь свою концепцию.