Россия
18:31, 1 октября 2008

Борьба с обыденностью Российское руководство грозит коррупционерам войной

30 сентября совет по противодействию коррупции при президенте РФ одобрил пакет из четырех законопроектов, направленных на активизацию борьбы с коррупцией в стране. В ближайшие дни эти законопроекты будут внесены на рассмотрение в Госдуму. Президент Дмитрий Медведев вновь назвал снижение уровня коррупции стратегической задачей.

Поскольку возможностей для нормальной работы оппозиции в России не осталось, ее функции вынужден брать на себя президент. "Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением", - заявил Дмитрий Медведев 30 сентября, видимо, подытожив тем самым восемь лет работы предыдущей администрации. Эти слова должен был произносить лидер оппозиции, но его нет, как нет и самой оппозиции.

Из четырех законопроектов, о скором внесении которых в Госдуму было объявлено после совещания у президента, какая-то ясность есть только с двумя. Один предусматривает необходимость декларирования супругами и несовершеннолетними детьми чиновников имущества и доходов. Другой - запрет чиновникам в течение двух лет после увольнения занимать должности в коммерческих структурах, с которыми они были связаны по служебным делам.

Пункт о несовершеннолетних детях удивил. Непонятно, что тут имелось в виду. То ли вороватые чиновники особенно склонны оформлять виллы, яхты и акции на годовалых младенцев, и подобные действия планируется новым законом пресечь. То ли авторы проекта знают, что так никто не поступает, и хотят лишь продемонстрировать видимость борьбы, не обидев ни госслужащих, ни их отпрысков. В любом случае возникает вопрос - а на совершеннолетних-то детей можно записывать чего угодно?

Да и с супругами тоже не все ясно. Кого и чем удивит миллиардерша - жена чиновника, если задекларирует доходы? Она их и раньше, очевидно, декларировала. А вдруг кто-то все-таки не знает? Но ведь и по старым законам супруги чиновников, как и любые другие граждане, все равно должны были в определенных случаях сообщать налоговой инспекции о своих доходах. И если их не взяли за руку тогда, почему теперь это должно произойти?

Идея запретить чиновникам сразу идти в бизнес, который они курировали, находясь на ответственном посту, прекрасна. Но в законопроект, как сообщают СМИ, в ходе обсуждения внесли забавное изменение - госслужащий после увольнения сможет немедленно отправиться в облюбованную фирму, если ему разрешит бывший начальник. Ну это, пожалуй, слишком. Что как не дачу взятки начальнику и выполнение его незаконных требований в обмен на согласие с собственными карьерными планами подразумевает данный проект? Закон этот, по крайней мере в той форме, о которой сообщила пресса, явно относится к числу так называемых "коррупциногенных", борьба с которыми провозглашается одним из приоритетов.

Еще вроде бы чиновников новым законом обяжут доносить на коллег. Но раз начальник будет решать, отпустить бывшего подчиненного на хлебное место в бизнес или нет, доносить на него или на тех, с кем он связан, будет себе в убыток.

Ощущение замкнутого круга, неэффективности принимаемых мер возникает не случайно. Известны лишь два способа борьбы с коррупцией на государственном уровне. Это делает либо оппозиция, которая разоблачает власть и может привлечь к ответственности кого угодно, хоть президента. Либо, в авторитарных государствах, которым "повезло" с элитой, это делает она сама, расстреливая проворовавшихся коллег, как в Китае - без сожаления. Но после уничтожения по-настоящему сильной оппозиции в октябре 1993 года (с тех пор оппонентам власти оставили возможность только говорить, да и то не надолго), РФ, тем не менее, не обрела элиты, способной самостоятельно очищать свои ряды.

Так получилось, что в Советском Союзе были построены огромные предприятия, которые, когда начались реформы, не могли никем в стране быть куплены на законных основаниях. Ресурсы и средства производства можно было лишь раздать. Приватизация "по Чубайсу" лишь закамуфлировала, но отнюдь не сняла остроты этой проблемы. Вопрос о том, кто, кому и что будет раздавать, в то время мог быть окончательно решен только танками. Если бы в 1993 победил парламент, а не президент Ельцин, вряд ли ситуация была бы иной. Другие победители поступили бы так же, как нынешние - лишили противников любого шанса прийти к власти, поскольку власть - это возможность пересмотреть итоги приватизации, вокруг которых реальная политика в России продолжает крутиться до сих пор.

Вот, собственно, и все. Поверить в то, что вороватая часть российского чиновничества со своими виллами, яхтами, женами и детьми (совершеннолетними или нет) в английских колледжах откажутся от привычного образа жизни из-за новых закорючек в законах, которые и раньше не соблюдались, невозможно. А потому последние заявления российского руководства навевают лишь печальные мысли.

< Назад в рубрику