В ночь со 2 на 3 октября в России начались продажи смартфона Apple iPhone 3G. Естественно, полночь наступила на территории страны не одновременно. Первыми покупателями устройства стали жители Дальнего Востока. Особого ажиотажа, впрочем, не возникло ни там, ни в других регионах.
У "Вымпелкома" первой телефон купила себе на день рождения сотрудница "Камчатскэнерго" Оксана Кажаева. У МТС первым покупателем стал популярный радиоведущий Сергей Стиллавин. "Мегафон" заявил, что у них "первыми были многие".
Гигантских очередей не было даже в тех немногих салонах сотовой связи, магазинах электроники и салонах операторов, которые работали ночью. В самых культовых местах сбора "яблочников" размер ночной очереди, по словам очевидцев, не превышал нескольких десятков человек. В то же время в странах, где смартфон появился ранее, наблюдались очереди в несколько сотен покупателей.
Россия слишком долго ждала официального iPhone. Вышедшая в 2007 году первая модель смартфона так и не появилась в продаже на отечественном рынке. Вторая же модель, с поддержкой зарождающихся в России сетей связи третьего поколения и GPS-модулем, столкнулась с рынком, где уже находится несколько сотен тысяч ввезенных из-за рубежа iPhone.
Завоевать симпатии покупателей тем сложнее, чем выше цена аппарата и абонентская плата. Большинство приобретаемых в России мобильников стоит менее 300 долларов. Также нельзя сказать, что российские абоненты привыкли платить в месяц тысячу или более рублей за сотовую связь.
Тем не менее, операторы "большой тройки" намерены переломить сложившуюся рыночную традицию. Они уже пообещали Apple продать свыше миллиона iPhone 3G аппаратов за год по цене в 23 и 27 тысяч рублей в зависимости от модели (8 или 16 гигабайт памяти). Абонентская плата в представленных ими контрактах может достигать нескольких тысяч рублей.
Следует помнить, что за эти 23 или 27 тысяч рублей пользователь получит только часть функций настоящего iPhone, так как Apple до сих пор не разрешает россиянам покупать музыку в магазине iTunes Store. Для России открыт только раздел App Store для покупки приложений.
По данным "РБК-Daily", музыкальная часть iTunes Store придет в Россию только в 2009 году, причем будет доступна исключительно абонентам "Мегафона". Неизвестно, будет ли российский вариант сервиса работать с чем-то кроме iPhone 3G.
Помимо этого Apple не разрешает снижать цену iPhone ниже определенной границы. Между тем, по словам источника, близкого к МТС, крупнейший сотовый оператор России закупил смартфоны у Apple по цене всего в 450 долларов при себестоимости в 400. Таким образом, цены теоретически могли бы быть чуть ниже.
Отдельно нужно сказать и о тарифах "большой тройки" отечественных операторов, разработанных специально для владельцев iPhone. Пожалуй, еще ни разу в России не было тарифов на сотовую связь с таким числом оговорок, ограничений, подводных камней и попросту ошибок.
Начать с того, что четыре из пяти тарифов "Мегафона" (B,C, D и E) доступны только контрактным абонентам, а перейти с тарифа "ЛАЙТ" на контрактный невозможно. Даже контрактники должны перед покупкой смартфона заработать так называемый "Кредит доверия". Проще говоря - выплачивать большие суммы за сотовую связь в течение длительного времени. Еще обязательно нужна банковская карта.
У "Билайна" в регионах есть "безлимитный" GPRS-интернет с лимитом в 500 предоплаченных тарифом мегабайт. В московских тарифах характерной звездочки-сноски у слова "безлимитный" нет. Наверное, действительно без ограничений.
"Мобильные телесистемы" сначала выложили тарифы, где стоимость услуг была рассчитана с точностью до нескольких знаков после запятой, но затем вообще убрали информацию о тарифах с портала iphone.mts.ru. Позже новые тарифы все же появились - с разной абонентской платой за разные виды мобильных телефонов.
Возникает ощущение, что подготовка к продажам iPhone велась операторами в спешке и хаосе. На это указывают постоянно меняющиеся тарифы, не вышедшие ровно в полночь 3 октября пресс-релизы, признание операторов в том, что они не успели добавить к своим айфонам собственных дополнительных сервисов. Вместо этих сервисов у операторов будут свои порталы для абонентов.
Конечно, пока рано говорить о полном провале iPhone 3G в России. Нет официальной статистики продаж. Нет комментариев операторов и магазинов. Нет уверенности в том, что через пару месяцев не будет найдена схема снижения цены.
Есть только нехорошее предчувствие.