В понедельник, 13 октября, стало известно, что "Новая газета" будет обжаловать в Мосгорсуде решение Тверского суда, которым было отказано в иске к главе Роспотребнадзору. Вкратце суть коллизии: Геннадий Онищенко не отвечал на запросы издания в течение всего 2007 года, хотя действующий в России закон о СМИ предусматривает как право журналиста обратиться к чиновнику за информацией, так и обязанность последнего предоставить ответ. Примечательно, что на запросы "Новой" в 2007 году - газета проводила акцию по эпистолярному общению с министерствами и ведомствами - ответили и такие "неприступные" структуры как ФСБ и МВД. Не ответил только Роспотребнадзор.
На сайте издания есть специальный раздел, где публикуются ответы чиновников на журналистские запросы - "Обратная связь". В 2007 году редакция отправила 149 запросов и получила 134 ответа. На первый взгляд, совсем неплохо: почти 90 процентов ответов, и в них, как утверждает сама газета, не более 15 процентов отписок.
Однако закон не предусматривает возможность игнорирования журналистского запроса. На запрос информации, поступивший из СМИ, чиновник обязан ответить, даже если журналист задает откровенно глупые вопросы или выходящие за рамки компетенции ведомства. Иными словами, требуется мотивированный отказ в непредоставлении информации. Но "пойти в отказ" без самого отказа никак нельзя.
В частности, статья 40 закона "О средствах массовой информации" устанавливает, что в таком отказе должны быть указаны причины отказа (например, государственная тайна) и должностное лицо, принявшее решение об отказе.
Как сообщила в минувшем июле "Новая газета", Геннадий Онищенко не отвечал за запросы издания четыре раза. Журналисты дважды спрашивали главу Роспотребнадзора о нашумевшем в 2006 году запрете на ввоз грузинских и молдавских вин. Например, вопросы задавались о том, кто проводил ту самую пресловутую экспертизу, обнаружившую в винах опасные примеси.
Еще дважды "Новая" обращалась к Онищенко по поводу массовых заболеваний астмой в Шелковском районе Чечни. Напомним, зимой 2005 года, более 50 детей были госпитализированы с одинаковыми симптомами: удушье, слабость, головная боль. Тогда в СМИ выдвигалось множество предположений, в том числе и версия о том, что дети могли отравиться по вине военных из-за нервно-паралитического газа или психотропных веществ. Что тогда произошло в республике? Толком на этот вопрос пока не ответил никто.
Позиция издания заключается в том, что обе истории находятся в непосредственной
подведомственности
Роспотребнадзора. С этим трудно спорить. Контроль и надзор за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения - это, что называется, святая святых именно этого ведомства. То, что обе указанные истории также представляют собой немалый общественный интерес, в особых пояснениях не требуется.
Возникает вопрос: так почему же Роспотребнадзор не ответил, даже формально, на редакционные письма, а суд его поддержал? Издание, ссылаясь на решение судьи Тверского суда Татьяны Федосовой, поясняет, что в иске было отказано потому, что обе истории не касались непосредственно редакции.
"По мнению суда, интересующие нас вопросы не имеют к газете никакого отношения. Вот если бы мы торговали грузинским вином, то тогда Онищенко мог бы нам ответить, а отвечать СМИ - увольте. Кстати, по мнению судьи Федосовой, "заявитель (то есть мы - редакция) не был лишен возможности обращения в иные предприятия, учреждения, организации для получения интересующей его информации". То есть мы могли по этому поводу написать куда-нибудь в другое место: в соседний ларек или ассоциацию психиатров, но не написали - сами виноваты", - пишет "Новая газета".
Разумеется, после президиума Мосгорсуда могут последовать Верховный суд РФ, затем Европейский суд по правам человека, если, конечно, право чиновника не реагировать на запросы прессы будет подтверждено. Во всяком случае, главный редактор газеты Дмитрий Муратов в беседе с радиостанцией "Эхо Москвы" пообещал пройти все инстанции. Возможно, Геннадия Онищенко все-таки принудят к тому, чтобы он начал отвечать на обращения российских журналистов. В конце концов, они тоже часть того самого населения, о благополучии которого печется Роспотребнадзор.
Михаил Басков