От кризиса в глобальной экономике среди стран бывшего СССР больше всего пострадали государства, наиболее открытые зарубежным инвестициям и ориентированные на западный рынок. Страны Балтии может ожидать рецессия, на Украине едва не началась паника среди вкладчиков, зато Александр Лукашенко уверен, что Белоруссии кризис не угрожает.
Пока в России считают потери от обвала фондового рынка и размеры инфляции, которая увеличится из-за многомиллиардных вливаний в экономику со стороны правительства, во многих странах бывшего СССР кризис принимает по-настоящему всеобщие масштабы. Если в России пострадала пока небольшая прослойка инвесторов, играющих на фондовых биржах, то в ряде бывших братских республик кризис уже грозит затронуть сотни тысяч людей. Из-за того, что кризис пришел из США и развитых стран Европы, под ударом оказались прежде всего страны, ориентированные на западные рынки.
13 октября исполнительный директор МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, что страны Балтии могут оказаться наиболее уязвимыми в условиях финансового кризиса. Он даже привел в пример Исландию, где местная крона обвалилась по отношению ко всем мировым валютам, а правительство страны вынуждено было национализировать крупнейшие банки. Кроме того, фондовый рынок Исландии был фактически парализован, но от привязки кроны к евро маленькое северное государство, не входящее в Евросоюз, отказалось. Зато не отказалась Исландия от намерения взять четырехмиллиардный кредит у России – переговоры по этому вопросу начались 14 октября в Москве.
Литва, Латвия и Эстония застрахованы от обвала тем, что входят в Евросоюз и, следовательно, могут рассчитывать на помощь от более устойчивых государств. Тем не менее, ситуация на их рынках, по мнению Стросс-Кана, достаточно серьезна: замедление темпов роста мировой экономики, падение цен на недвижимость и сложная ситуация с привлечением кредитов из-за рубежа не сулят Литве, Латвии и Эстонии ничего хорошего.
В начале октября рейтинговое агентство Fitch понизило суверенные рейтинги стран Балтии. Основной причиной решения Fitch стало ухудшение экономической ситуации в Европе в целом.
А еще в августе 2008 года, то есть за месяц до пика кризиса ликвидности на мировом рынке, информагентства сообщили, что Эстония уже вступила в фазу рецессии. Во втором квартале ВВП этой страны уменьшился на 1,4 процента по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Такого мощного обвала в Эстонии не было с 1994 года, а с 1999 года ВВП страны вообще не уменьшался, а только рос.
Как и во многих других государствах, кризис на Украине начался с обвала фондового рынка. Если в 2007 году индекс ПФТС сумел подняться выше 1200 пунктов, то сейчас он не превышает трехсот пунктов - менее чем за год биржевой показатель рухнул в четыре раза.
Уже к началу октября выяснилось, что кризис в стране оказался очень серьезным. Так, из-за спада в глобальной экономике упали цены на нефть и металлы. Для украинского бюджета это так же важно, как и для российского: металлургическая промышленность является основой экономики страны.
В результате кризиса украинские металлы стали неконкурентоспособными на мировом рынке, так как российские и китайские металлы оказались более дешевыми. В результате на складах скопились месячные объемы производства, а компании стали сокращать выпуск продукции.
По данным Федерации работодателей Украины, в ближайшее время в стране может появиться до полумиллиона безработных, так как металлургические компании начнут постепенно сокращать штаты.
Кроме того, Национальный банк Украины объявил, что с 13 октября запрещает банкам выдавать клиентам депозиты досрочно. Позднее выяснилось, что эта мера касается только срочных вкладов. Тем не менее, украинцы все равно обеспокоены – за неделю со 2 по 10 октября украинцы забрали со своих депозитов около трех миллиардов долларов.
К экономической нестабильности на Украине добавляется и политическая: объявление о роспуске Верховной Рады и назначение досрочных выборов явно не прибавило украинцам уверенности в завтрашнем дне.
Остальные страны из числа бывших советских республик предпочитают не афишировать ситуацию в местных экономиках, а их руководители заявляют, что кризис эти государства не затронет. Например, президент Белоруссии Александр Лукашенко в середине октября на встрече с представителями местного КГБ отметил, что белорусы могут пострадать от кризиса только из-за того, что ее продукцию будут меньше покупать из-за падения спроса на мировом рынке.
При этом Лукашенко позволил себе поглумиться над своими политическими оппонентами. "Я хочу сегодня некоторым умным задать вопрос, которые хихикали над Лукашенко. И кто был прав, Лукашенко с защищенностью экономики или рыночники с их биржами, котировками?" – отметил президент Белоруссии. "Надо работать и зарабатывать своими руками, и тогда никакой кризис не грозит", - добавил Лукашенко.
В Казахстане также утверждают, что пока кризис не очень сильно затронул местную экономику. Тем не менее, президент страны Нурсултан Назарбаев пообещал выделить из национального фонда Казахстана 10 миллиардов долларов на борьбу с финансовым кризисом. В конце сентября сообщалось, что в стране будет создан специальный фонд стрессовых активов для поддержки экономики.
В значительной степени экономика как среднеазиатских государств, так и Украины будет зависеть от завершения переговоров по газу. Если Казахстану, Туркмении и Узбекистану удастся добиться от "Газпрома" высоких закупочных цен на свое топливо, то эти страны наверняка ждет безбедное существование. Правда, Украине в таком случае придется вдвойне нелегко – "Газпром" перепродает среднеазиатский газ "Нафтогазу" и, соответственно, установит на газ еще более высокие цены.