В середине августа российская авиационная отрасль столкнулась с первыми массовыми задержками рейсов: компании, входящие в авиаальянс AirUnion, оказались на грани банкротства и не смогли выплатить долги за топливо. В сентябре-октябре ситуация повторилась и с рядом других перевозчиков, однако резонанса в СМИ это почти не вызывало.
15 октября Росаэронавигация заявила, что через два дня прекращает обслуживание девяти региональных авиакомпаний. Часть из них достаточно известна на рынке – например, "Интеравиа", "Дальавиа" или "Омскавиа" (последний из названных перевозчиков входит в AirUnion). Другие авиакомпании, наоборот, совсем маленькие – вряд ли кто-нибудь из читателей этой статьи летал рейсами "Аэрощита" или знает о существовании Иркутского авиационно-спортивного клуба российской оборонной спортивно-технической организации имени Безбокова.
Причина прекращения обслуживания проста – Росаэронавигация не может получить от авиакомпаний деньги за уже предоставленные услуги. Больше всего задолжали "Интеравиа" и "Дальавиа" – более 19 и более 18 миллионов рублей соответственно. Остальные не заплатили гораздо меньшие суммы. Так, Бугурусланское летное училище задолжало Росаэронавигации всего 1400 рублей (чуть больше 50 долларов).
Без разрешения чиновников выполнять рейсы в России невозможно. Но даже такая страшная кара не заставит большинство авиакомпаний выплатить долги Росаэронавигации. Дело в том, что некоторые из них уже несколько недель не выполняют никаких рейсов, а другие попали в настолько сложное финансовое положение, что долги государству будут выплачивать далеко не в первую очередь.
Например, в "Омскавиа" уже заявили, что знают о задолженности, но платить Росаэронавигации пока не собираются. Большая часть средств авиакомпании, по данным самой "Омскавиа", идет на выплаты компенсаций пассажирам за ранее отмененные рейсы и на зарплаты работникам. Свидетельство эксплуатанта у этого перевозчика закончилось еще 30 сентября.
Не лучше ситуация и в "Дальавиа". До 17 октября она подаст в арбитражный суд Хабаровского края для начала процедуры банкротства. Часть счетов компании арестованы за долги, из-за чего она не может выплатить работникам зарплату. В такой ситуации "Дальавиа" полеты, естественно, не выполняет, так что ее запрет Росаэронавигации тоже не коснется.
Уже несколько дней не летает и авиакомпания "Интеравиа", крупнейший должник Росаэронавигации. Ситуация с этим перевозчиком сложилась настолько нервная и загадочная, что ее стоит рассмотреть отдельно.
Скандал с "Интеравиа" получил сравнительно большую огласку из-за того, что эта компания задержала десятки рейсов из московского аэропорта "Домодедово", крупнейшего в стране по пассажиропотоку. При этом задержки составили не час и не два – самолет "Интеравиа" в Магадан должен был улететь еще 7 октября, но пассажиры до сих пор сидят в Москве.
На сайте авиакомпании сказано, что все 24 задержанных в "Домодедово" рейса вылетят 16 октября – то есть за сутки до того, как Росаэронавигация официально запретит полеты "Интеравиа". Скорее всего, эти рейсы станут для компании последними – судя по записям на авиационных форумах, руководство перевозчика не платит сотрудникам зарплату, а сама компания фактически стала банкротом.
Официальные представители "Интеравиа" неохотно делятся информацией о задержанных рейсах, 15 октября до их офисов дозвониться не удалось. В аэропорту же, который, как и в августе, несет огромные репутационные потери, уверяют, что их сотрудники в задержках не виноваты. "Ответственность за пассажиров при задержке рейса несет авиаперевозчик", - заявили "Ленте.Ру" в "Домодедово". А также добавили, что к вечеру 15 октября ситуация в аэропорту была спокойной.
Развязка истории с задержанными рейсами наступит, скорее всего, именно 16 октября. Либо "Интеравиа" выполнит свои обещания и развезет всех пассажиров по местам назначения, либо потеряет право на осуществление полетов, и тогда заботиться о пострадавших придется другим авиакомпаниям. Но даже если все и закончится "хорошо" (если это слово применимо к данной ситуации), пассажирам предстоит еще долго выбивать из "Интеравиа" компенсации – скорее всего, данная процедура займет не один месяц.
Когда в августе задерживались десятки рейсов AirUnion, все в один голос говорили, что виноваты, с одной стороны, высокие цены на топливо на российском рынке, а с другой, - чиновники, допустившие такое положение в отрасли. К этим причинам, вероятно, стоит добавить и еще одну – мировой финансовый кризис, из-за которого у маленьких авиакомпаний не осталось ни единого шанса даже попытаться рефинансировать свои долги под приемлемые условия.
Кризис в авиационной отрасли уже привел к тому, что авиакомпании начали объединяться. Учитывая печальный опыт частного альянса AirUnion, сейчас консолидация идет под государственным крылом – "Авиалинии России" будут принадлежать "Ростехнологиям" и правительству Москвы.
В этот альянс, как ожидается, войдет одна авиакомпания из трех основных должников Росаэронавигации – "Дальавиа". Это означает, что ей будет оказана государственная помощь, что может означать хоть какую-то защищенность как работников компании, так и пассажиров. Остальным авиаперевозчикам придется проводить выплаты пострадавшим самостоятельно.