После того как мировой финансовый кризис добрался и до российских банков, последним пришлось задуматься о том, каким образом избежать оттока средств с клиентских счетов. Некоторые банки поступили просто - запретили досрочное снятие вкладов. Другие придумали повысить процент комиссии за перевод денег в другие кредитные организации.
15 октября стало известно, что банк "Глобэкс", входящий в топ-30 крупнейших кредитных организаций России, запретил досрочно выдавать депозиты своим клиентам. По словам вице-президента "Глобэкса" Эмиля Алиева, выплаты по вкладам, за исключением срочных, приостановлены из-за "ажиотажного спроса", поскольку многие вкладчики пытаются перевести средства в ВТБ и Сбербанк. Если на 1 сентября объем вкладов банка превышал 27 миллиардов рублей, то к 14 октября сократился до 20 миллиардов рублей.
Также "Глобэкс" повысил тарифы на перевод денег в другие банки до 15 процентов от размера перевода. Впрочем, позднее Алиев заявил, что в течение пяти дней досрочный возврат средств будет возобновлен, а повышение тарифа на перевод средств отменят. Не исключено, что банк все же принял во внимание положения Гражданского кодекса РФ, согласно которому вкладчик банка может в любой момент забрать из него свои деньги.
Пресловутый "ажиотажный спрос" заставил поволноваться и Поволжский Немецкий банк (WDB) в Саратове, через который получали зарплату студенты и сотрудники Саратовского государственного университета. После того как банк заявил, что в связи с кризисом у него возник дефицит наличных средств, ВУЗ перевел счета по зарплате в Сбербанк, а вкладчики WDB за день сняли со счетов 142 миллиона рублей.
В Екатеринбурге второй день циркулируют слухи об ожидаемых банкротствах трех банков - "Северная казна", Банк24.ру и "Уральский Банк Реконструкции и Развития" (УБРиР). Клиенты этих организаций жалуются на очереди к банкоматам, возникающие еще до открытия, а также на ограничения по снятию средств. В то же время временное ограничение на досрочное снятие вкладов, которое ввела, к примеру, "Северная казна", призвано "образумить клиентов". По словам пресс-секретаря банка Алексея Калистратова, досрочно закрыть вклад и получить деньги можно через два дня на третий после поданного заявления. За это время клиенты смогут подумать и успокоиться.
Еще одна кредитная организация Екатеринбурга, Свердловский губернский банк, бороться с оттоком средств решила повышением комиссии за досрочное снятие депозита. Она была повышена до 20 процентов за снятие вклада свыше 50 тысяч рублей.
СМИ тут же вспомнили, что похожие меры (в частности, по увеличению процента за перевод вкладов) банки предпринимали в разгар кризиса доверия вкладчиков в 2004 году. Так, например, Альфа-банк, из которого клиенты за два месяца вывели 300 миллионов долларов, установил комиссию в размере 10 процентов от суммы вкладов, забираемых с 8 по 17 июля 2004 года. Позднее, впрочем, недовольные клиенты обратились в Конфедерацию обществ потребителей, и банк вернул им удержанные средства.
Тогда, так же как и сейчас, паникующие вкладчики понесли свои деньги из частных банков в государственные. По оценкам аналитиков, в 2004 году из-за паники клиентов банки потеряли до 15-20 процентов вкладов физических лиц. В сентябре 2008 года, по данным российской прессы, россияне изъяли из частных кредитных организаций около 30 миллиардов рублей. К примеру, из Райффайзенбанка вкладчики забрали 6,5 миллиарда рублей, у Альфа-банка, "Уралсиба" и Газпромбанка - по 2,9 миллиарда рублей.
У Центробанка России пока нет данных за сентябрь по динамике вкладов населения по всем кредитным организациям. Однако СМИ уже упоминали, что отток средств был зафиксирован во всех банках из топ-10, за исключением госбанков ВТБ и Сбербанк. К примеру, приток вкладов в "ВТБ 24" (розничная дочка банка ВТБ) в том же сентябре составил рекордные 13 миллиардов рублей.
В 2004 году в ситуацию на банковском рынке вынуждены были вмешаться власти и Центробанк. Последний, в частности, снизил ставку рефинансирования, определяющую цену рублевых кредитов в стране. Позднее крупные российские финансовые организации начали поднимать ставки по вкладам, стремясь вновь привлечь средства клиентов.
Сейчас спасением банков снова занялось государство. Так, в сентябре госкомпании за бесценок выкупили "КИТ Финанс" и Связь-банк, которые не смогли продолжать выполнять свои обязательства перед клиентами.
По прогнозам Центробанка, пик финансового кризиса уже прошел, однако будет продолжаться еще около 15 месяцев. В Минэкономики считают, что кризис завершится не через год, а через три. В то же время, по оценкам генерального директора холдинговой компании "КИТ Финанс" Леонида Бершидского, сейчас для стабилизации ситуации банкам потребуется год, а для возвращения к уровню августа 2007 года, минимум три-четыре года. При этом банкротства на банковском рынке возможны, но, скорее всего, кредитные организации будут национализироваться, как это происходит в Европе. Да и в 2004-м банкротств как таковых особо и не было.
Вот только вкладчикам, привычным к катаклизмам на отечественном финансовом рынке, вряд ли это объяснишь.