Экономика
19:36, 15 октября 2008

Европе напомнят о русской водке Российские компании создали ассоциацию "Русская водка"

14 октября на совещании в Минсельхозе было одобрено создание ассоциации "Русская водка", которая будет добиваться для своих членов монопольного права называть "русской" водку, продаваемую в Европе. В нее вошли только те компании, которые уже получили на родине право писать на своей продукции "русская водка".

Инициатором создания ассоциации "Русская водка", по данным газеты "Коммерсант", выступило федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт". По мнению этой госкомпании, которой в начале 2000-х Минсельхозом были переданы более 40 водочных товарных знаков, в Евросоюзе продается огромное количество спиртных напитков, содержащих наименование "русская водка", хотя произведены они отнюдь не в России. Это вводит европейских потребителей в заблуждение и лишает российские компании немалой статьи дохода.

Ассоциация "Русская водка" как раз и будет добиваться того, чтобы компании, входящие в нее, смогли монопольно называть свою водку "русской" для продажи в Европе. Сделать это предполагается, получив согласие Еврокомиссии на признание русской водки товаром, контролируемым по месту происхождения.

По сведениям газеты "Ведомости", от имени ассоциации планируется подать в течение месяца заявку на регистрацию наименования "русская водка" в Евросоюзе. Сейчас в ЕС действует директива, предоставляющая правовую охрану товарам, контролируемым по месту происхождения, в том числе для стран, не являющихся членами ЕС. Так что у российских алкогольных компаний, заручившихся поддержкой Минсельхоза, есть все шансы добиться для себя преференций и за границей.

В одиночку ФКП "Союзплодоимпорт" не смог бы потребовать от Еврокомиссии признать за Россией монополию на "русскую водку", поскольку подать заявку должна группа лиц. Именно для этого Минсельхозу надо было создать организацию, которая могла бы выступить с подобной инициативой.

В "Русскую водку" вошли компании "Русский стандарт", "Заводы "Гросс", ОСТ и "Московский Кристалл", а также ФКП "Союзплодоимпорт", работу которого курирует Минсельхоз. Все они обладают свидетельствами Роспатента на наименование "Настоящая русская водка". Чтобы его получить, необходимо добиться положительного заключения о соответствии продукции критериям русской водки в Минсельхозе. Вместе эти компании, за исключением "Союзплодоимпорта", который лишь собирает роялти с реализации прав пользования государственными товарными знаками на алкогольную продукцию, произвели в первом полугодии 2008 года около 15 процентов всей водки в России.

Впрочем, успех ФКП "Союзплодоимпорт" в борьбе за европейский водочный рынок не гарантирован. Зато российская госкомпания как минимум попортит нервы группе SPI Group Юрия Шефлера, с которой борется в судах с конца 2001 года, пытаясь получить право на продажу водки Stolichanaya за рубежом. Если Минсельхоз получит согласие Еврокомиссии признать "русскую водку" товаром, контролируемым по географическому признаку, то SPI Group, владеющей правами на бренд Stolichnaya в США и Европе, придется доказать, что ее водка выпускается в России и соответствует стандартам Минсельхоза.

Стоит отметить, что не все так просто в ЕС и с самим понятием "водка". В 2006 году Дания, Польша, Финляндия, Швеция и государства Балтии пытались законодательно ужесточить требования к спиртным напиткам, имеющим право именоваться водкой. Производителей водки из этих стран не устраивало то, что в ЕС водкой могут считаться спиртные напитки, изготовленные из сахарной свеклы, винограда и даже цитрусовых. Однако депутаты Европарламента отказались признавать "водкой" только те спиртные напитки, которые приготовлены из картофеля или пшеницы.

Стоит отметить, что требования признать некий продукт принадлежащим к определенной территории в Евросоюзе звучат довольно часто. К примеру, в 2008 году суд Евросоюза постановил, что под маркой "Пармезан" могут продаваться только сыры "Пармиджано реджано", которые производятся в Италии. Против этого возражали производители сыров Германии, которые считали, что название "пармезан" носит общий характер и, таким образом, ему не может быть гарантирован статус уникального продукта. Для защиты этой марки сыра также был создан итальянский "Консорциум производителей сыра Пармиджано реджано".

Аналогичная история приключилась со швейцарским сортом сыра Gruyere, который в регионе Грюйер на западе Швейцарии выпускают без дырок. Швейцарцев взволновало, что французы выпустили сыр с точно таким же названием, но с дырками. Спор все еще продолжается, хотя Швейцария не входит в Евросоюз.

< Назад в рубрику