17 октября под Читой разбился истребитель МиГ-29 российских ВВС. Выживший пилот был доставлен в госпиталь. Обошлось без жертв - машина упала в болотистой местности в 40 километрах от города. Причиной военные назвали отказ системы выпуска закрылков. Впрочем, это происшествие с МиГами - не первое в нынешнем году...
Для советской авиации МиГ-29 - машина без преувеличения знаковая. Самолет был разработан 30 лет назад и фактически позиционировался как ответ американскому тактическому истребителю F-16, обладавшему весьма внушительными по тем временам характеристиками. В конкурсе на разработку, помимо ОКБ "МиГ", также участвовали не менее именитые конкуренты - ОКБ Сухого и ОКБ Яковлева. Основной задачей, возлагавшейся на новый самолет, было обеспечение противовоздушной обороны небольших территорий, стратегически важных объектов и войсковых групп.
Модель, представленная конструкторами ОКБ "МиГ", обладала не только высокой маневренностью, но и уникальными характеристиками системы управления вооружением. В частности, на МиГ-29 был реализован специальный режим "ближний бой". То есть потенциальная цель, вошедшая в специальную зону, "захватывается" радиолокационным или оптико-электронным комплексами и высвечивается на индикаторе на лобовом стекле. Благодаря этому самолет способен с высочайшей точностью атаковать как видимые, так и невидимые цели. Причем практически в любых метеоусловиях.
Самое большое преимущество МиГ-29 перед машинами аналогичного класса - так называемая нашлемная система целеуказания и ракеты ближнего боя с широкоугольной головкой самонаведения (самолет способен нести до 6 таких ракет). Эти качества делали МиГ-29 весьма опасным соперником. Характерно, что даже бывший начальник управления ВВС США признал, что "миллиарды долларов, потраченные на разработку F-4 и F-15, ничего не стоят в ближнем бою с противником, имеющим ракету с широкоугольной головкой и нашлемной системой целеуказания".
В 1995 году американские военные даже вели переговоры о приобретении этой ракеты для вооружения истребителей F/A-18 и F-15. Обсуждался также вопрос о программах совместных исследований ГМКБ "Вымпел" и американских фирм по их технологиям и конструированию. Факты весьма показательные, поскольку "потенциальные противники" весьма нечасто совместно работают над оружием, которое гипотетически может быть направлено друг против друга.
Характерно, что своеобразная "гонка" между советскими и американскими конструкторами, занимавшимися разработкой самолетов этого класса, продолжалась не одно десятилетие. И своеобразную точку в этой бескровной борьбе поставили именно наши соотечественники, разработавшие в конце 80-х истребитель-перехватчик Су-30. Это заставило американцев отказаться от дальнейшей модернизации F-15 и взяться за разработку принципиально новой модели - F-22.
Первый полет МиГ-29 был совершен 6 октября 1977 года, а серийное производство началось 1982 году на базе московского завода №30 ("Знамя труда"). В ВВС СССР самолеты начали поступать в августе 1983 года, а первой зарубежной страной, закупившей этот самолет, стала Индия.
Несмотря на солидный возраст, МиГ-29 и сегодня остается одним из лучших в своем классе. Существует множество модификаций этого самолета, начиная с учебно-боевых, заканчивая палубными и экспортными. Последние, к слову, долгое время комплектовались ракетами с ухудшенными характеристиками.
Сегодня МиГ-29 стоит на вооружении около 30 стран, причем он успел "отметиться" во многих известных войнах и локальных конфликтах. Правда, в некоторых случаях достойно проявить себя так и не смог.
Так, во время войны в Персидском заливе в 1991 году иракская армия обладала примерно сорока МиГ-29, считавшимися самыми современными самолетами ВВС этой страны. В первую же ночь войны, согласно свидетельствам американских пилотов, иракский МиГ-29 случайно сбил своего же товарища. Именно этому самолету также приписывают победу в воздушном бою над британским "Торнадо". Правда, доподлинно это не доказано. Самолет с таким серийным номером числится пропавшим, а официальные источники не подтверждают, но, вместе с тем, и не опровергают факт его уничтожения иракцами.
По иронии судьбы, в эфиопско-эритрейской войне 1998-2000 годов в африканском небе по разные стороны баррикад встретились самолеты двух известных советских конструкторских бюро. Причем партию МиГ-29 Эритрея закупила практически в то же время, когда Эфиопия приобрела в России Су-27. Победителем в этом противоборстве стали не МиГи, а "сушки", сбившие, по различным оценкам, 3 или 4 самолета противника. Таким образом, Эритрея потеряла не только часть спорных территорий, но и новую военную технику. Впрочем, сложно сказать, что же на самом деле сыграло в этом решающую роль - техническое превосходство или уровень подготовки летчиков.
Показательно, что падение МиГ-29 под Читой - не первое в этом году. 12 февраля на аэродроме "Жетыген" в Казахстане разбился учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ Вооруженных сил этой страны. Правда, в отличие от российского коллеги, один из казахстанских пилотов погиб. В момент катапультирования на 12-й минуте полета самолет резко накренило влево, и выстрел кресел произошел в сторону земли. Второй пилот отделался переломом ноги. Катапультирование происходило на высоте всего 100-150 метров, поскольку летчики до последнего пытались спасти машину.
Это происшествие казахские военные расследовали совместно с россиянами и пришли к выводу, что причиной катастрофы стали неполадки в системе электроснабжения. То есть во время полета отказал блок регулирования и защиты, произошло снижение напряжения и, как следствие, снизилась тяга правого двигателя, из-за чего продолжать полет было невозможно. Этот инцидент специалисты назвали "непрогнозируемым". И, что характерно, признали, что оба двигателя находились в отличном состоянии.
Всего двумя неделями ранее, 29 января 2008-го, МиГ-29 потеряли ВВС Азербайджана - самолет упал в Каспийское море в 60 километрах от побережья. Пилоты Фахраддин Аскеров и Афган Асланов погибли. Причины этого инцидента назывались самые разные. Некоторые эксперты утверждали, что самолет упал из-за сложных метеоусловий, другие ссылались на недостаточную подготовку пилотов, а также солидный возраст самолета. И уж совсем интересен тот факт, что до этого машина была отремонтирована и модернизирована на украинском авиаремонтном заводе, тогда как разработчики категорически советуют доверять эту работу только своим специалистам. Там же, кстати, успел побывать на ремонте и казахстанский истребитель.
Из всех трех эпизодов, произошедших в этом году с МиГ-29, российский, если можно так выразиться, наиболее удачный. Машину, конечно, спасти не удалось, зато пилот остался жив. Он же, кстати, и сообщил причину инцидента - отказ системы выпуска закрылков.
Закрылки - это только на первый взгляд не самая значительная часть самолета. В убранном состоянии они являются продолжением поверхности крыла, а в выпущенном состоянии могут отходить от него с образованием щелей. Они используются для улучшения несущей способности крыла во время взлета, набора высоты, снижения и посадки, а также при полете на малых скоростях. При выпуске закрылков увеличивается кривизна профиля и, в некоторых случаях, площадь поверхности крыла, а следовательно, и подъемная сила.
Впрочем, если для некоторых моделей самолетов поломка закрылков - случай фатальный, для иных посадка без них допускается даже техническими характеристиками. И тому есть практическое подтверждение. Так, в августе 2006 года пилотам авиакомпании "Сахалинские авиатрассы" удалось посадить Boeing 737 с заблокированными закрылками в аэропорту Южно-Сахалинска. Пилоты были готовы к этому, поскольку летный состав этой авиакомпании каждые полгода проходит тренировку на тренажере в США, где отрабатываются действия экипажа в особых случаях. Впрочем, когда речь идет о военной технике, ситуация может быть совсем иной.
Делать какие-либо выводы по поводу падения МиГ-29 пока рано, поскольку расследованием происшествия пока еще только занимается специальная комиссия. Ей, в частности, предстоит расшифровать данные так называемого "черного ящика", который был найден в районе падения самолета.
Но все же до сих пор точно не ясно, приостановлены ли полеты этого типа самолетов. Одни источники утверждают это, другие - категорически опровергают. Впрочем, если действительно приостановлены, то возникает вполне резонный вопрос - каким образом МиГ-29 вернутся из Белоруссии, где они представляют российскую авиацию на совместных учениях "Осень - 2008"?