Экономика
21:46, 22 октября 2008

Крупье стал игроком Государство приступило к поддержке российского фондового рынка

Государство, похоже, начало выполнять свое обещание по скупке акций российских компаний. Российские СМИ еще 20 октября обратили внимание на то, что объемы торгов некоторыми инструментами на российском фондовом рынке резко выросли. Между тем, первые средства на приобретение бумаг были официально выделены только 21 октября. В то время как правительство стремится поддержать фондовый рынок и увеличить доверие инвесторов к российским бумагам, они продолжают падать в цене.

Слухи о том, что государство может напрямую вмешаться в биржевую торговлю начали циркулировать с сентября, когда кредитный кризис больно ударил по российскому фондовому рынку. С тех пор индексы РТС и ММВБ упали почти что наполовину.

До сих пор правительство и ЦБ предпочитали работать с банковским сектором, рассчитывая, очевидно, что после преодоления кризиса ликвидности, ситуация на фондовом рынке рассосется сама по себе. В общей сложности банки получили почти триллион рублей, и это не считая краткосрочных кредитов ЦБ и государственных депозитов, размещаемых Минфином на одну-две недели. Потребность банков в рефинансировании при этом превысила 1,6 триллиона рублей.

Позднее к списку государственных мер по стабилизации экономики добавились еще кредиты для ведущих компаний. Предполагается, что Внешэкономбанк в ближайшее время выделит на поддержку отечественной индустрии 50 миллиардов долларов. В числе просителей кредитной программы государства оказались крупнейшие нефтяные компании. Один только "Лукойл" надеется на 5-миллиардный кредит в долларах - больше, чем вся Исландия, также просившая финансовой помощи у России.

Все эти шаги пока не дали сколько-нибудь значимого эффекта в главном - ликвидации недоверия инвесторов к российскому рынку. Обычно считается, что если государство вступает в игру, то и частный капитал охотно к нему присоединится. Но нынешний кризис опровергает эти стереотипы. Беспрецедентный по своему масштабу отток капитала привел к тому, что межбанковское кредитование практически прекратилось, а многочисленные инвестфонды по всему миру стали сбрасывать активы, пытаясь расплатиться по долгам. Поэтому любые акции правительств воспринимаются уже не с таким воодушевлением, как прежде.

Загадочные закупки

Прямая рекапитализация российских компаний при помощи государственных средств - самое сильное средство от кризиса. Раньше такая мера безусловно считалась бы в финансовом мире "некомильфо". Однако сейчас все поменялось: теперь уже даже самые рьяные противники государственного участия по всему миру приветствуют вмешательство правительства, а выкупать акции своих компаний стали не только Китай и страны Европы (чего вполне можно было ожидать), но и такой бастион экономического либерализма, как США. О "моральном риске" в условиях очень серьезных реальных рисков сейчас никто не вспоминает. Ясно, что и правительство России не могло остаться в стороне.

В понедельник "Интерфакс" сообщил о том, что государство начало оказывать поддержку российским компаниям на бирже. В их числе оказались структуры, где государственное участие превышает 50 процентов - Сбербанк и "Роснефть". Агентство не располагало прямой информацией о сделках, а вычислило результат путем наблюдений за поведением рынка. Объемы продаж акций резко выросли, а акции Сбербанка под самый конец сессии сумели выбраться из минуса, в котором пребывали на протяжении всех дневных торгов.

Таким образом, подтвердились слова премьер-министра Владимира Путина, пообещавшего неделю назад срочную помощь фондовому рынку. Однако загвоздка в том, что государственные деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ) могли появиться на рынке только 21 октября, хотя официальное разрешение на такие траты фонд получил еще 16 числа.

Алексей Кудрин. Фото Александра Котомина, "Лента.Ру"
Lenta.ru

Дело в том, что распорядителем этих средств назначен все тот же Внешэкономбанк, который сможет потратить на выкуп акций 175 миллиардов рублей. Свой первый транш из Минфина банк получил лишь вечером 21 октября. Кто и на какие деньги осуществлял поддержку рынка днем ранее, остается загадкой.

Как мертвому припарка

Программа госрасходов разрешает Минфину и ВЭБ потратить на рекапитализацию значительные суммы (в будущем сумма будет значительно увеличена, так как в российские акции теперь можно вложить до половины всех средств ФНБ, или около 40 миллиардов долларов к концу 2008 года), причем по условиям соглашения, вложения должны быть долгосрочными. По словам министра финансов Алексея Кудрина, инвестиции в российские акции стартуют уже на этой неделе. По сути дела, времени для оценки рисков и выделения более безопасных активов у структуры не остается. Это достаточно серьезное возражение против госпрограммы, так как в результате налогоплательщики, за счет которых и рос все это время ФНБ, ставят свои средства под удар.

Вторым аргументом против является слишком незначительный объем выделяемых на скупку акций средств. ВЭБ будет получать ежедневные транши по 5 миллиардов рублей, тогда как обычный для ММВБ объем дневных торгов составляет около 30 миллиардов рублей. Таким образом, скупка акций может в крайнем случае иметь смысл как долгосрочная инвестиция, но заставить рынок расти или хотя бы задержать массовый сброс бумаг она не сможет. Наоборот, те инвесторы, которым нужно продать акции, будут дожидаться первого удобного момента (то есть резкого подъема, в нашем случае обеспеченного за счет госсредств), а затем избавятся от приносящих сейчас сплошные убытки инструментов.

График индекса РТС на торгах 21-22 октября. С сайта биржи
Lenta.ru

Если государство действительно поддерживало Сбербанк и "Роснефть" 20 октября, то первый опыт можно считать относительно успешным. Тем более, что на следующий день фондовые индексы России подскочили на 3-4 процента. Неясно, произошло ли это из-за участия государства (или уверенности в этом участии со стороны игроков рынка), либо же причины стали исключительно внешними. Во вторник появились знаки временной стабилизации цен на нефть, да и, по общему мнению, акции российских компаний были слишком сильно "перепроданны".

22 октября результат был уже совсем иным. Опять-таки ничего не известно, о том были ли на рынке средства Минфина или нет, но обвал сдержать они не смогли. Из-за негативной мировой конъюнктуры нефтяные цены вновь рухнули, а вслед за ними последовали и бумаги отечественных компаний. Достаточно трудно предполагать, что скромные вложения ВЭБа принципиально бы изменили ситуацию. В случае, если государство действительно участвовало в торгах 22 октября, то это подтверждает мнение скептиков, говорящих о том, что нести в условиях кризиса средства на фондовый рынок - все равно что просто выбросить их.

< Назад в рубрику